Posted 11 ноября 2007,, 21:00

Published 11 ноября 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:32

Updated 8 марта, 08:32

Станиславский отдыхает

11 ноября 2007, 21:00
Театральная реформа, о которой два года спорили в России актеры, режиссеры и критики, свершилась в Петербурге. На днях вышло постановление губернатора Валентины Матвиенко, предписывающее сократить на 10 процентов штатную численность работников учреждений культуры, финансируемых из городского бюджета. Заодно власти реши

Решительный эксперимент, на который согласились руководители трех театров, поставил на грань социального взрыва весь театральный мир России. Увольняемые артисты вместе с коллегами из других театров собрали в конце минувшей недели пресс-конференцию в Доме актера. Они обратились к губернатору с просьбой пересмотреть планы театральной реформы. Артисты опасаются, во-первых, лишения социальных гарантий, во-вторых, увольнения стариков и расправы с неугодными людьми, а в-третьих – уничтожения репертуарного театра и насильного перевода всех на антрепризную систему.

По словам режиссера Молодежного театра на Фонтанке Семена Спивака, на недавней встрече Валентины Матвиенко с творческой интеллигенцией губернатор заявила, что это здорово, когда артист играет сегодня в одном, а завтра в другом театре, и что вскоре все театры Петербурга будут переведены на контрактную систему. «Я возразил губернатору, – говорит Семен Спивак. – Я сказал, что систему репертуарного театра в России создал Станиславский, чтобы ввести понятие команды, как энергетического целого, вот почему русскому театральному искусству завидовали во всем мире, а антрепризный театр – это возвращение артиста в рабство. Мы ведем переговоры о новой встрече с Валентиной Ивановной, потому что, боюсь, ей донесли однобокую правду о театральной реформе».

По мнению народного артиста СССР Олега Басилашвили, перевод всех артистов на внештатное расписание породит страх, ведь находиться под дамокловым мечом договорных отношений очень тяжело. «Работа артиста зависит от главного режиссера, художественного руководителя, – говорит Олег Басилашвили. – Получил роль – играет, не получил – не играет, так что проводить ту реформу, которую у нас задумали, бессмысленно. Я также не согласен с тем, что артисты среднего и старшего возраста мешают играть молодым».

Очень осторожно призвал отнестись к экспериментам художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. По его словам, в советские времена артистов в труппы набирали без учета перспективы, поэтому многие люди годами не выходили на сцену, теряли профессионализм. «Но есть актеры, которых называют душой театра, в каком бы возрасте они ни были, – говорит Валерий Фокин. – Их нужно обязательно оставлять, у себя в театре мы им платим весомые надбавки к пенсиям». А заслуженная артистка России, актриса театра «Балтийский дом» Ирина Конопацкая прямо заявила, что «действия властей приведут к полному разрушению профессионального театра». Она же привела предлагаемые расценки: «За главную роль в пьесе нам предлагают 2,5 тысячи рублей, но сколько спектаклей поставят в месяц – четыре или десять? А ведь есть роли, которые оценивают всего в 300 рублей. Сколько раз в месяц удастся сыграть, актер не знает, и повлиять на составление расписания спектаклей, то есть на свой заработок, он не может. При этом нас лишают всех социальных гарантий – оставляют без больничного листа, без страховки, без оплачиваемого отпуска и даже трудовой стаж нам теперь зачислять не будут!»

Бурю эмоций, вызванную реформой, власти пытаются погасить собственными комментариями. Сразу после пресс-конференции актеров они устроили свою. «Никакой театральной реформы нет, просто театрам предложено перейти на новую форму оплаты труда актеров, – утверждает вице-губернатор Петербурга Сергей Тарасов. – В остальных театрах сокращений по актерам не будет, разве что на 10% сократим ряд технических служб». Председатель городского комитета по культуре Николай Буров в своих доводах напирает на экономический аспект проблемы. «Причина в том, что лечить театры когда-то надо было, – говорит Николай Буров. – У меня впечатление, что все они благополучно сдыхают, поэтому мы сделали некую попытку их оживить». А главная проблема «подыхания» театров, по мнению чиновников, в том, что город выплачивает деньги всем: как актеру, который ежедневно выходит на сцену, так и тому, кто за этим театром просто числится и выходит на сцену один раз в год.

Чиновники заявили, что петербургский театральный эксперимент рассчитан на три года. Причем обе стороны настроены решительно. Глава комитета по культуре даже заявил, что это его личный риск. «Если у меня через полтора года не получится встряхнуть эту сферу, я опущу руки и перестану смотреть в сторону театров. А может быть, и совсем уйду», – утверждает Николай Буров.

"