Posted 11 октября 2015,, 21:00

Published 11 октября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:17

Updated 8 марта, 03:17

Длинной вереницей

Длинной вереницей

11 октября 2015, 21:00
В Школе драматического искусства состоялась долгожданная премьера – «Русский блюз. Поход за грибами». Режиссер со своей лабораторией в течение нескольких лет создавал спектакль, и вот зрители увидели их сочинение «на свободную тему».

Дмитрий Крымов снова собрал воедино чудных эксцентричных персонажей, наивных и прожженных, маленьких и больших, красивых и уродливых, где каждому есть что сказать, у каждого есть свое неожиданное соло, но все вместе они исполняют временами уморительно смешной, а в итоге очень страшный «блюз».

В этом многоликом хоре слышен и запоминается голос каждого: певицы (Анна Синякина), безумной портнихи (Мария Смольникова), роковой Ады Гавриловны (Оксана Мысина), наивной невесты (Наталья Горчакова), серьезного капитана (Михаил Уманец).

Как когда-то в спектакле «Корова» по рассказу Платонова – все зрители должны были надеть огромные калоши, чтобы, с трудом переходя железнодорожные пути и взбираясь на пригорок, найти свое место в зале, – так и на этот раз все получают при входе в зал наушник, личный аудиогид по спектаклю, чтобы слышать не только то, что поют и говорят актеры на подвижной и постоянно меняющейся сцене, но и комментарии ведущего (Аркадий Кириченко). Этим «дирижером» спектакля становится ироничный человек, находящийся «над схваткой», над актерами и зрителями. Некто со стороны, кто всегда прокомментирует, посоветует, прервет и продолжит, начнет и закончит спектакль. Сторонний наблюдатель и собеседник зрителей. Внутренний голос каждого, на этот раз звучащий через наушник, настроенный на нужную волну.

Перед нами в абсурдно повторяющемся картонном антураже (художник спектакля – Мария Трегубова) герои собираются то за грибами, то на рыбалку, то замуж, то на службу...

За грибами идут молодые и веселые, идут старые и больные, идут умные и дураки, идут все. Так, словно это не развлечение, а древний неотменяемый ритуал, «бессмысленный и беспощадный». Извечный азартный поиск удачи. И ничего со времен петровских не изменилось, даже ориентиры, чтоб не потеряться, те же муравейник и мох с южной стороны.

Каждому в зале знаком этот азарт обреченных, верящих в удачу вопреки здравому смыслу, всегда готовых к риску. Как рискуют рыбаки подледного лова, как рискуют уходящие в очередной рейс подводники. Потому что с этой лодки уже никто никуда не денется.

И вся музыка, которая звучит, – будь то Шостакович, Гайдн или вокализы Кузьмы Бодрова, шансонный «русский блюз» или песенка мамонтенка из мультфильма, – оказывается реквиемом по нам, снова и снова идущим за мифическими грибами, за счастьем, за свободой...

"