Рус
Eng
Татьяна Доронина празднует день рождения вне своего театра

Татьяна Доронина празднует день рождения вне своего театра

12 сентября , 16:46
Культура
Сегодня (12 сентября) народной артистке СССР Татьяне Дорониной исполнилось 87 лет. Армия поклонников творчества и личности актрисы признается ей в любви, публикует фотографии, видеозаписи ее выступлений, желает здоровья и, конечно, вспоминает фильмы с ее участием. 

Татьяну Доронину невозможно сравнить ни с одной актрисой мира, - она уникальная, но ее можно сравнить с солнцем, которое "светит всегда". Даже если солнце окружено тучами и скрыто от наших глаз, его свет все равно в сердцах тех, кто однажды видел актрису на экране, в театре, быть может, в жизни.

Мне посчастливилось однажды лично общаться с Татьяной Дорониной и видеть ее последнее выступление на сцене МХАТа имени Горького 29 декабря 2018 года в спектакле "Васса Железнова". Две встречи заслуживают внимания, поскольку в одной из них Татьяна Васильевна ностальгировала о кино, а в другой - прощалась с театром. В октябре 2009 года Татьяна Васильевна была почетным гостем Международного кинофестиваля "Листопад" в Минске и я беседовала с ней о жизни и творчестве. Татьяна Доронина поразила меня абсолютной правдой, которая чувствовалась в каждом ее слове, взгляде, жесте. Она спокойно говорила о том, что "давно не снимается в кино, хотя с радостью сыграла бы хорошую роль в хорошем фильме, но не предлагают", а также говорила "о безвкусии, пошлости, зачастую бездарности современного телевидения". Говорила без назидания - исключительно как собственное мнение.

С театром МХАТ имени Горького, которому она отдала 33 года своей жизни, и который создала, Татьяна Васильевна простилась как героиня античной трагедии. Мужественно и красиво. Без комментариев, прощальных речей и выяснения отношений. Я, работая в то время пресс-секретарем горьковского МХАТа, видела как после спектакля Татьяна Васильевна с огромными букетами цветов прошла в свой легендарный кабинет, где находилась в гордом одиночестве до глубокой ночи. Личная помощница Татьяны Васильевны Наталья Цветкова в тот же вечер попросила передать художественному руководителю театра Эдуарду Боякову всего три слова от Татьяны Васильевны: "Встречи во вторник не будет".

Встреча нового худрука Эдуарда Боякова и президента театра Татьяны Дорониной не состоялась по сей день. Как бы пессимистично это не звучало, но вряд ли состоится в этой жизни. Татьяна Васильевна после прощания с публикой выбрала античный уход из театра, и это ее право. Можно сколько угодно обвинять Эдуарда Боякова и его команду в недипломатичности по отношению к Татьяне Дорониной, признаюсь, я и сама была в числе обвиняемых, но так решила Татьяна Доронина, и это ее выбор. Татьяна Васильевна - не принадлежит к личностям из мира эстрады, которые все грозятся уйти, но не уходят. Она - человек поступков, а не рекламных трюков.

Грустно, что уход Татьяны Васильевны повлек за собой чудовищную и зачастую искусственную вражду между новым руководством и старой гвардией поклонников Татьяны Дорониной, а также актеров, ушедших из театра. Не думаю, что от Татьяны Васильевны исходит инициатива столкновения костяка ее публики с новым руководством. Рискну предположить, что она устала от шума и, быть может, устала от театра. Этот мир - не только не мед, а скопище змей и человеческих пороков. Так было испокон веков и продолжается по сей день. И при Татьяне Дорониной не все происходило по-райски. Было все, включая чрезмерно повышенные зарплаты любимчикам, и нежелание слышать критику... Журналистов Татьяна Доронина не пускала в театр - разве что совсем избранных. Хотя к себе как к актрисе Татьяна Васильевна была предельно критично:

- Я сегодня плохо играла, торопилась, не «проживала» целые куски, публика смеялась, а на «Скамейке» смех публики для меня то же самое, что отсутствие этого смеха на «Приятной женщине с цветком», - призналась Татьяна Доронина в своей книге "Дневник актрисы".

Режиссер фильмов "Старшая сестра и "Еще раз про любовь" Георгий Натансон рассказывал мне в интервью о мужском характере Татьяны Дорониной, ее четкости, конкретности, верности слову и делу. По словам Натансона, "актриса никогда не капризничала, ничего не требовала, но при этом ее почему-то боялись". Причем боялся даже ее партнер - Александр Лазарев". Говорят, что Татьяну Доронину боялся сам великий и ужасный худрук театра имени Маяковского Андрей Гончаров. Не боялся только он - партнер-антипод, друг-враг - Олег Ефремов. Олег Николаевич, будучи художественным руководителем Московского Художественного театра, делал то, что сегодня делают почти все худруки - сокращал труппу, избавлялся от тех, без кого можно обойтись, а Доронина всех собрала под свое крыло и привела в другой МХАТ - на Тверском бульваре. С тех пор в театре не было звезд - кроме одной Татьяны Дорониной. Но театр был, есть и будет, если это настоящий театр.

Анжелика Дин

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter