Posted 12 сентября 2017,, 12:05

Published 12 сентября 2017,, 12:05

Modified 8 марта, 01:54

Updated 8 марта, 01:54

Государство больше не хочет финансировать театры?

Государство больше не хочет финансировать театры?

12 сентября 2017, 12:05
Театральные деятели опасаются, что из-за отсутствия в стране закона о меценатах, многие театры просто исчезнут
Сюжет
Бюджет

На этой неделе Минфин должен вернуться к рассмотрению законопроекта «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере…» А после 15 сентября должны начаться парламентские слушания этого документа, против которого уже выступили Союз музеев России в лице Михаила Пиотровского и Союз театральных деятелей в лице Александра Калягина, - пишет журналист Татьяна Филиппова на сайте Kulturomania.ru.

Суть законопроекта, по оценке экс—министра культуры Михаила Швыдкого, крайне проста: предполагается допустить на рынок «культурных услуг» некоммерческие организации, на конкурсной основе передавая им бюджетное финансирование, которое должно быть получено путем изъятия у государственных и муниципальных учреждений культуры.

Предполагается, что бюджетные средства начнут перетекать в НКО уже в следующем году, но не сразу, а постепенно, начиная с 10 процентов. Иными словами, государство собирается снять с себя ответственность за судьбу театров и музеев страны: пусть выживут сами, если смогут. Несмотря на протесты мастеров культуры, которые напоминают, что культура — это не услуга, ее нельзя рассматривать как часть сферы обслуживания, а театры и музеи нельзя ставить в такие же условия, как похоронные конторы и загсы, законопроект, видимо, все же будет принят. Замминистра финансов Алексей Лавров на одном из обсуждений повторил, что некоторые позиции документа могут корректироваться, но суть останется прежней. У деятелей искусства еще есть время, чтобы лучше разобраться в сути инициатив Минфина, сказал замминистра, и перестать беспокоиться, что они угрожают разрушить культуру России.

Пугающая реформа стала главной темой дискуссии, которая прошла в рамках гастролей Александринского театра на сцене Большого театра России со спектаклем «Маскарад. Воспоминания будущего». Круглый стол, посвященный современному осмыслению исторического опыта Дирекции императорских театров и собравший директоров крупнейших театров страны, превратился в разговор не столько о прошлом, сколько о настоящем и будущем театрального дела.

Директор Большого театра Владимир Урин считает, что больше всего от предстоящей «демократизации» культуры пострадают российские театры, которые новый законопроект отдает на откуп местным властям. Многие из них являются частью культурного достояния, им по сто лет, но условия, в которых они вынуждены существовать, абсурдны: денег театрам хватает только на зарплату сотрудникам, на производство спектаклей в региональном бюджете их попросту нет. Директор Новосибирского театра «Красный факел» Александр Кулябин подтвердил, что финансирование осуществляется, мягко говоря, хаотично. Новосибирскому театру в этом году пришлось взять кредит в 6 миллионов рублей, чтобы выпустить запланированное количество спектаклей. Выплатить его позволят гастроли во Франции, но что будет в следующем году?

Большинство театральных практиков согласны с тем, что единственный выход из сложившейся ситуации — в создании системы альтернативного финансирования учреждений культуры. «Мы рано или поздно к этому придем, — резюмирует директор театра «Сатирикон» Анатолий Полянкин. — Призывая друг друга к борьбе против урезания бюджетного финансирования культуры, мы ничего не добьемся. Единственное, что мы могли бы сделать, это предложить способ развития в России профессиональной благотворительной индустрии, с опорой на те формы, которые уже существуют в западном мире. Бизнес у нас зависимый, ориентируется на государственную политику, поэтому нам нужно обратиться к государству с правильной идеей». К сожалению, в России так и не принят закон о меценатстве, который мог бы обеспечить частную поддержку учреждений культуры и снять нагрузку на бюджет.

По мнению директоров, что-то можно взять и из императорской модели управления театрами, — систему бенефисов, например, или поддержу ушедших на пенсию актеров — о той, что существовала век назад, сейчас можно только мечтать. А главное, основополагающий принцип, сформулированный первым директором императорской дирекции, драматургом Сумароковым, в письме императрице: «Если вы хотите видеть театр сильным, а не развлекательным учреждением, надо не жалеть на это средств».

"