Posted 11 сентября 2011,, 20:00

Published 11 сентября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:17

Updated 8 марта, 06:17

Посильнее «Фауста» Гете?

Посильнее «Фауста» Гете?

11 сентября 2011, 20:00
Одиннадцать дней Венецианского кинофестиваля были наполнены огромным количеством художественных эмоций. Больше всего впечатлили публику и особенно горячо обсуждались в прессе и в кулуарах фильмы Джорджа Клуни, Романа Поланского, Дэвида Кроненберга, Уильяма Фридкина и Стива Маккуина: именно им, снятым знаменитыми режисс

«Мартовские иды» Джорджа Клуни открыли фестиваль жестким диагнозом морального климата американской публичной сферы. Райан Гослинг блеснул в роли пресс-секретаря известного политика (в исполнении самого Клуни), чей идеализм сталкивается с цинизмом избирательной кампании. «Резня» Романа Полански тоже не без сарказма рисует картину современного общества: две супружеские пары выясняют отношения после того, как сын одной из них выбил зуб отпрыску другой. Одна пара (Кристоф Вальц – Кейт Уинслет) принадлежит к прогнившей бизнес-элите, другая (Джон Рейлли и Джоди Фостер) – живая карикатура на левых интеллектуалов.

Звезды заполнили каждый сантиметр пространства «Опасного метода» Дэвида Кроненберга. Доктор Юнг (Майкл Фассбендер) и доктор Фрейд (Вигго Мортенсен) оказались под влиянием русской пациентки Сабины Шпильрейн в исполнении Киры Найтли. Тот же Фассбендер сыграл одержимого сексом героя в картине Стива Маккуина «Стыд». Известные голливудские актеры заняты и в «Киллере Джо» Уильяма Фридкина – ветерана, снявшего лихой триллер с элементами черной комедии.

Однако жюри во главе с режиссером Дарреном Аронофски практически проигнорировало фильмы его соотечественников. Из всех перечисленных награжден только «Стыд» – но не главным призом, как мечтали его поклонники, а Кубком Вольпи для лучшего актера. Майкл Фассбендер действительно великолепен в бесстыдном изображении жизни тела, хотя движения души удались ему хуже: помешал режиссер, нагнавший во вторую половину картины сентиментального пафоса.

Многие призы достались фильмам спорным, далеким от мейнстрима и даже маргинальным, с точки зрения широкой аудитории. Это, например, «Альпы» Йоргоса Лантимоса (приз за сценарий): полуфантастическая история про некую сомнительную компанию, которая за деньги заменяет клиентам их умерших родственников. Особенно демонстративным оказалось присуждение Кубка Вольпи за женскую роль: он достался не Кейт Уинслет или Кире Найтли, а китайской актрисе Дини Йип, сыгравшей в фильме «Простая жизнь» старую и больную служанку, проработавшую несколько десятилетий в богатом доме. И в категории молодых артистов жюри, присуждая приз памяти Марчелло Мастроянни, сказало «нет» гламуру: приз достался японцам – Шота Сометани и Фуми Никайдо из фильма Сиона Соно «Химидзу» («Крот»): они сыграли тинейджеров, переживающих террор своих родителей и готовящих окружающему миру ответный удар. Еще один азиатский фильм о мести был показан в качестве «фильма-сюрприза» и неожиданно оказался обладателем «Серебряного льва» за режиссуру: «Люди гор и люди моря» Цая Шанцзюня.

Люди моря стали главными героями награжденной Специальным призом жюри итальянской ленты «Твердая земля» Эмануэле Криалезе. Это – выдержанная в традициях неореализма сага из жизни рыбаков острова Лампедуза, которые подверглись нашествию туристов и иммигрантов, разрушивших патриархальный уклад местной жизни. Главный сюжет разыгрывается в крестьянской семье, патриарх которой, благородный бородатый старик Эрнесто, спасает в море и прячет от полиции молодую африканку с двумя детьми. Старик следует давнему закону моря: человека нельзя оставить за бортом. Африканскую беженку играет женщина, реально пережившая подобную драму: она оказалась одной из пяти выживших африканцев на борту судна, прибившегося к Лампедузе.

Итальянское кино всегда широко представлено в Венеции. Российское – куда более скромно. И все же этот год оказался для нас исключительно удачным. Россия участвовала четырьмя фильмами, включенными в разные программы. В «Горизонтах» – экспериментальный «Бирмингемский орнамент» Андрея Сильвестрова и Юрия Лейдермана, в «Венецианских днях» – феминистская драма Ангелины Никоновой и Ольги Дыховичной «Портрет в сумерках», в короткометражном конкурсе – десятиминутная лента Алексея Германа-младшего «Из Токио». Кроме того, на открытии был показан снятый в разных концах мира документальный фильм Виктора Косаковского «Да здравствуют антиподы!». Ни один из них не прошел незамеченным. Что касается «Фауста», его триумф в большом конкурсе говорит сам за себя. Помимо главного и самого престижного приза – «Золотого льва» – он был награжден еще неофициальными наградами католического жюри и Фестиваля Будущего. Однако – по порядку.

В фильмографии Александра Сокурова эта работа, выполненная по мотивам творения Гете, беспрецедентная по масштабу и амбициям, но также по степени риска, занимает особое место. В этом немецкоязычном проекте приняли участие специалисты разных кинопрофессий из 38 стран: самый знаменитый из иностранцев – французский оператор Брюно Дельбоннель, известный по фильмам «Амели» и «Гарри Поттер и Принц-полукровка». Великолепный сценарий Юрия Арабова стал основой для постановки, которая потребовала воссоздания мифологического мира старой Европы, сложных спецэффектов и натурных съемок ада в Исландии. И все это – ради обобщения философской темы, разработанной Сокуровым в фильмах «Молох», «Телец» и «Солнце»: «Фауст» завершает «тетралогию власти», начатую двенадцать лет назад, дает ключ к теме дьявольского наваждения цивилизации и культуры. В трактовке Сокурова Фауст, одержимый бесом познания во что бы то ни стало, неудержимо скатывается к злу, а в финале расправляется с Мефистофилем, поскольку больше не нуждается в искусителе: зло прочно обосновалось в нем самом. Впрочем, это лишь одна из возможных трактовок произведения, требующего подробного и глубокого анализа.

Приз, важный для Александра Сокурова (который, несмотря на его высокий профессиональный статус, был до сих пор обойден фестивальными наградами), еще более важен для российской киноиндустрии. «Золотой лев» (четвертый за историю Венецианского фестиваля) подтверждает, что мы живы как кинодержава. Что слава российского кино с его интеллектуальным и духовным потенциалом не осталась в прошлом, что у него есть настоящее и будущее.

«Меньшинство не всегда заблуждается»

«Моя радость велика и волнение велико, – сказал Александр Сокуров, получая главный приз Венецианского кинофестиваля. – Но я не могу не сказать, что у меня на родине десятки людей погибли в авиационной катастрофе и у меня на родине сегодня траур». В своей речи после церемонии награждения новый обладатель «Золотого льва» призвал радикально реформировать кинофорумы класса А, и главное – отказаться от конкурса. «Мне много раз приходилось говорить, что конкурсная система фестивалей класса А себя изжила. Надо придумать новую систему киновыставок и, опираясь на опыт Венеции, создавать именно киновыставки, а не конкурсные соревнования. Конечно, это может не понравиться журналистам. Но, поверьте, меньшинство не всегда заблуждается», – заявил журналистам Сокуров. Он подчеркнул, что в Венецию приехал «не для того, чтобы получить премию, а для того, чтобы показать картину, дать старт ее жизни, приблизить к людям». «Но произошел тот случай, когда мы оказались поняты. Это бывает не так уж часто», – заметил режиссер. В своей речи Сокуров также напомнил, что «культура – не роскошь, а абсолютно необходимое основание для развития общества», но «если культура, как и прежде, будет деликатной, мягкой, осторожной и молчаливой, нас проглотят – нас просто не будет». «Нам, обществу, нужно бороться за культуру на всех уровнях», – заключил Сокуров, добавив, что свой фильм не собирается навязывать зрителям с помощью рекламных кампаний. «Фильму зритель не нужен. Это зрителю должен быть нужен фильм», – убежден режиссер.

По материалам Newsru.com

"