Posted 11 сентября 2005,, 20:00

Published 11 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:22

Updated 8 марта, 09:22

Слава – России, деньги – Грузии

11 сентября 2005, 20:00
Результаты 62-й Венецианской Мостры удивили, пожалуй, всех. Главный приз – «Золотой лев» – достался картине о ковбоях-гомосексуалистах, в то время как фаворит фестиваля Джордж Клуни довольствовался лишь утешительными призами. Российский фильм «Гарпастум», посвященный футболу 20-х годов, за который прибыл поболеть даже

В Венеции в этом году большинство ставило на ленту Джорджа Клуни «Спокойной ночи и удачи». Фильм всем хорош: и политически корректный, и актуальный, и сделан профессионально, и в титрах сияет звезда. Чем не лауреат «Золотого льва»? Были и другие сильные кандидаты на главные награды. Например, лента «Габриель», снятая французским режиссером Патрисом Шеро в традициях Большого Стиля. Или «Персона нон грата» Кшиштофа Занусси. Однако Занусси остался вовсе без наград, а вместо Шеро специальный приз достался его актрисе Изабель Юппер. Все считали, что после двух лет пренебрежения фестиваль должен «что-то дать» хозяевам Мостры – итальянцам, в частности, картине Кристины Коменчини «Зверь в сердце». Исполнительнице главной роли в этом фильме Джованне Меццоджорно приз-таки достался, хотя, судя по откликам местной прессы, итальянцы явно рассчитывали на большее.

Самое же большое разочарование испытал, надо полагать, Клуни, за которым всюду ходили толпы поклонников. Фильм прочно занимал первые места в критическом и зрительском рейтингах, был удостоен приза ФИПРЕССИ – международной кинопрессы. А вот главное жюри под руководством знаменитого кинодизайнера Данте Ферретти ограничилось призом лишь за сценарий (который вместе с Клуни написал Грант Хеслов) и Кубком Вольпи для лучшего актера. Но им оказался не Клуни, а играющий в фильме более важную роль Дэвид Стрэтейн. Клуни, впрочем, то ли действительно не обиделся, то ли сделал вид. Он улыбался и заигрывал с публикой на закрытии фестиваля – в отличие от его директора Марко Мюллера, который явно был не в духе. Причин для этого могло быть несколько, по меньшей мере три.

Во-первых, стало известно о планах Рима создать свой фестиваль, который очень скоро может составить серьезную конкуренцию венецианскому. За новым начинанием стоят левые силы и большие деньги, а Венеция давно испытывает трудности из-за устаревшей инфраструктуры, бюрократической чехарды, давления правительства, а также ставшей в этом году уже просто неприличной дороговизны в городе.

Второй причиной недовольства Мюллера может служить награждение призом за лучший дебют фильма «13» Гелы Баблуани – грузина, живущего в Париже, сына известного режиссера Темура Баблуани. Этот приз и 100 тыс. евро в придачу достались картине, которая была отвергнута основным конкурсом фестиваля и попала в альтернативную программу «Венецианские дни».

Но, вероятно, больше всего расстроила Мюллера неудача, постигшая российскую конкурсную картину «Гарпастум», которую директор сразу выделил из своей программы и лично предрек ей большой успех. Все вроде к тому и шло. Лента Алексея Германа-младшего сорвала бурю аплодисментов на официальной премьере: по этому поводу все даже вспоминали двухгодичной давности «Возвращение». Новый фильм тут же закупили итальянцы, в Венецию заглянул Роман Абрамович, которого с картиной и ее продюсером Александром Вайнштейном сблизила, очевидно, любовь к футболу. Мало кто сомневался в том, что если не «Льва», то другой приз калибром поменьше Герман наверняка получит.

И вот – крах всех надежд. Но законы жюри неисповедимы: мы убеждаемся в этом на всех последних фестивалях. Неожиданно во вторые призеры («Серебряный лев») вышел фильм Филиппа Гарреля «Постоянные любовники», который мало кому из прессы понравился, хотя я как раз из числа этих немногих. Еще более удивительно, что спецприз жюри достался слабой, хотя и небезынтересной картине «Мэри» Абеля Феррары. А вот «Золотой лев» выбрал себе объект отчасти даже скандальный. Речь идет о фильме «Горбатая гора» режиссера Энга Ли. Гомосексуальный сюжет (речь в картине о двух ковбоях, влюбленных друг в друга), впрочем, не меняет того факта, что этот псевдовестерн сделан в традиции классического кино, так что его форма разительно контрастирует с содержанием. Но членов жюри это не смутило, и они отдали «Золотого льва» картине вполне приличной, но не выдающейся и стилистически не оригинальной.

Церемония награждения прошла довольно скромно. Помимо Клуни и Юппер, из звезд были Уиллем Дефо и Стефания Сандрелли, получившая «Золотого льва» за карьеру. Самой приятной неожиданностью для россиян стал приз программы «Горизонты» (очень сильной и изобиловавшей большими именами) для Алексея Федорченко – режиссера екатеринбургской картины «Первые на Луне». Вот здесь была и свежесть мысли, и стилевая фантазия. Жаль только, что денежный приз в 100 тыс. евро (на него тоже мог претендовать Федорченко, но этот вопрос решало другое жюри) ушел то ли в Грузию, то ли во Францию.

"