Posted 12 августа 2019,, 20:55

Published 12 августа 2019,, 20:55

Modified 7 марта, 15:46

Updated 7 марта, 15:46

Умер Пьеро Този – свидетель Красоты

Умер Пьеро Този – свидетель Красоты

12 августа 2019, 20:55
Пьеро Този - любимый художник Висконти, величайшего режиссера Италии

Диляра Тасбулатова

Пьеро Този, выходец из беднейшей семьи, и аристократ Висконти, принадлежащий к старинному роду, чьи корни уходят в далекое Средневековье, поладили сразу, еще на съемках «Самой красивой», ранней картины Висконти с великой Анной Маньяни в главной роли.

Правда, «Самая красивая» - фильм неореалистический и, стало быть, повествует о жизни бедноты: каким образом Висконти почувствовал потенциал Този, поручив ему впоследствии сложнейшие исторические костюмы высшей аристократии и королевских особ, остается только догадываться.

Критик Андрей Плахов, недавно выпустивший книгу о Висконти, пишет, что «на фильмах «Чувство», «Гибель богов», «Смерть в Венеции», «Людвиг» Този вместе с Висконти сформировали школу исторического костюма».

Для этого нужно было быть таким перфекционистом, как Висконти и, с другой стороны, таким выдающимся художником, каким оказался Пьеро Този. Еще в детстве он без конца срисовывал из журналов наряды оперных див, старательно разглядывая детали.

Кадры из «Людвига» (фильме о короле Людвиге Баварском, мечтателе и «последнем романтике» Германии, чья ранняя смерть до сих пор окружена тайной) вошли во все киноэнциклопедии мира: Роми Шнайдер в роли владетельной особы и Хельмут Бергер-Людвиг, в костюмах Пьеро Този стали эмблемой навсегда ушедшей в прошлое эпохи Красоты.

И высочайшей аристократической культуры, «столпом» которой был Лукино Висконти, последний ее представитель.

Все отмечают необыкновенные платья Сильваны Мангано в роли матери Тадзио в фильме «Смерть в Венеции», по новелле Томаса Манна. Эта картина недаром стала культовой: вечная тема Висконти о Красоте как высшем даре, порой смертельном, как в этом случае, Красоте, воплощенной в божественном облике подростка, – получила свое наивысшее выражение. Эстетизм этого фильма, снятый за пять лет до смерти Маэстро, вошел в культуру как особый феномен.

Стоит ли говорить, что в этом была немалая заслуга и Пьеро Този.

…Со «Смертью в Венеции» почти у каждого, кто знает, о чем речь, связаны и свои личные воспоминания. Когда я в первый раз попала в Венецию, то сразу помчалась в отель «Де Бан», на острове Лидо, где когда-то проходили съемки «Смерти в Венеции». Там шла какая-то конференция и меня не хотели пускать. Я чуть не расплакалась, объяснив метрдотелю, что ехала сюда из киргизских степей, чуть ли не на лошадях, на перекладных, потом плыла на лодке из аэропорта (что было правдой, был уже поздний вечер) – чтобы наконец увидеть то место, где Ашенбах в первый раз столкнулся с Тадзио. Немыслимое сочетание степей и Ашенбаха добили его, и он провел меня туда, куда я мечтала попасть еще с юности.

Однако вершиной совместной работы Висконти и Този стала сцена бала в фильме «Леопард»: об уходящем правящем классе, сицилийской аристократии, на смену которой приходят «шакалы и гиены», мелкие лавочники, - как презрительно говорит князь Салина, «леопард», главный герой картины.

Для сцены бала, которая длится 40 минут (!!!), было сшито 400 костюмов: 50 ливрей, 150 бальных платьев и смокингов и 200 комплектов военной формы. Смета трещала по швам, продюсер хватался за голову, Висконти же, помимо дорогостоящих костюмов, завозил в бочонках…духи, настоящие дорогие духи, которыми обрызгивали комнаты дворца, где проходили съемки. На недоуменные вопросы, зачем, он отвечал, что, дескать, так актеры лучше почувствуют атмосферу того времени.

Дело доходило до абсурда: непонятно, зачем было втискивать красавицу Кардинале в непомерно узкий корсет (53 см в талии).

"Я облачалась в свой корсет, как только вставала с постели, - рассказывала она впоследствии, - притом что съемки начинались лишь к вечеру, когда становилось прохладнее, и снимала корсет лишь рано утром, когда съемки заканчивались. После чего у меня вокруг талии осталась кровавая отметина, потому что корсет, вероятно, принадлежал когда-то девушке вдвое худее меня, - совсем тоненькой, и я должна была "уложиться" в ее мерки - 53 сантиметра в талии. Прокрустово ложе по сравнению с этим - сущий пустяк...".

Зато Висконти умел, как истинный аристократ, дарить подарки. Кардинале вспоминает: «По окончании работы над "Леопардом" я получила от Висконти carnet de bal (бальную записную книжку) от Картье, отделанную драгоценными камнями, изумрудами, жемчугом и бирюзой - с его автографом. Мне принесли этот подарок к Рождеству на подносе, обернутом голубой с золотом индийской шалью. Кроме его автографа, там были и подписи всех, кто работал над фильмом вместе с нами. Великолепный подарок, сердечный и трогательный".

Висконти замучил своими непомерными требованиями не только актеров, но и, разумеется, самого Този. Костюмы должны были быть и стилизованными, и в то же время аутентичными, напоминающими подлинные. Для чего Този провел колоссальную работу, роясь в архивах, старых журналах и даже на чердаках старинных палаццо, где они с Висконти внезапно обнаружили сохранившиеся старые платья – для ролей второго плана в «Леопарде» использовались и подлинные вещи.

После такого уникального опыта Този мог работать с картинами любой сложности: недаром в его фильмографии есть и «Медея» Пазолини, и «Травиата» Дзеффирелли, и «Ночной портье» Кавани (там более что Кавани и Дзеффирелли - ученики Висконти).

Посчастливилось ему поработать и с самим Федерико Феллини - на съемках новеллы из фильма-альманаха «Три шага в бреду».

Так что штамп о «невосполнимой потере» - хотя Този дожил до возраста патриарха, скончавшись в 92 года - в его случае звучит как истинная правда.

Този номинировался на «Оскар» пять раз, однако дали один раз: Оскар по совокупности заслуг, за вклад в кинематограф. Его ученицы, оскароносные итальянки Милена Канонеро и Габриэлла Пескуччи, работают в Голливуде.

Сам Пьеро Този остался верен своей великой культуре, но Голливуд до сих пор пользуется его школой костюма, уникальными наработками художника, чья молодость совпала с великим периодом в истории кино.

Не только итальянского, мирового.

"