Posted 11 августа 2013,, 20:00

Published 11 августа 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:45

Updated 8 марта, 04:45

Силуэты и очертания

Силуэты и очертания

11 августа 2013, 20:00
Ко дню памяти Александра Блока Музей истории Санкт-Петербурга приурочил выставку произведений современных петербургских художников «Тени Серебряного века». Камерная, пронизанная духом созерцательности экспозиция развернута в помещениях музея-квартиры поэта; чувством же, «душой» выставка устремлена в «прекрасную эпоху»

«Если бы каждый дом здесь поведал все свое прошлое – хотя бы казенной мраморной доской, – писал в 1920-е годы о Петербурге историк и публицист Георгий Федотов, – прохожий был бы подавлен этой фабрикой мысли, этим костром сердец». Минувшие с той поры десятилетия умножили «ворохи» событий. Но сохранившиеся постройки, гранитные набережные, узкие улочки все еще хранят некую изначальность, и глаз современного творца, живущего на стыке эпох, улавливает ее особенно остро. Ведь цифровой и прагматичный XXI век не менее «напряжен» и полон предчувствий, чем его «серебряный» собрат.

В экспозиции представлена живопись и графика, стилистически разнородная, но спаянная эмоционально. Букет ли, городской пейзаж, одинокий ли цветок или чья-то фигура – все это словно иллюстрации к неведомой встрече, давнему дню, чьей-то личной «истории»… И лучше всего, не покидая выставочного пространства, взять в руки томик стихов Блока и отыскать что-то невольно навеянное изобразительным рядом. «Ирис дымный, ирис нежный,/ Благовония струя…» или это: «И веют древними поверьями/ Ее упругие шелка,/ И шляпа с траурными перьями,/ И в кольцах узкая рука». Художник Ирина Голубева изобразила блоковскую Незнакомку в размытости сине-желто-фиолетового марева – очень петербургского, томительного, вневременного…

Ирина Голубева. «Незнакомка».

Пейзажи, запечатленные на листах и холстах, перекликаются с пейзажами за окнами музея-квартиры. Вот Адмиралтейские верфи – старейшее судостроительное предприятие России, именно на нем в 1725 году построили и испытали первую подводную лодку («потаенное судно» крестьянина Ефима Никонова). Как выглядел завод во времена Александра Блока, рассказывают старые фотографии, его сегодняшний день «сохранила» на листе картона Яна Тарасова. Все как будто бы здесь и сейчас, но подъемные краны «вырастают» из поверхностей тех самых крыш, что открывались взору поэта и его домочадцев…

Отдельная витрина демонстрирует работы из серии «Символические портреты», выполненные Ириной Баранец в редчайшей вышивальной технике сложный гипюр, или игольное кружево. На кусочках ткани нет ни профилей, ни силуэтов – лишь причудливый орнамент, с помощью которого художник «зашифровывает» какое-то тайное знание о своих героях: Марине Цветаевой, Валерии Брюсове, Зинаиде Гиппиус, Александре Блоке… Как и эта серия работ, вся экспозиция стала легким и изящным приношением Серебряному веку.

"