Posted 11 августа 2009,, 20:00
Published 11 августа 2009,, 20:00
Modified 8 марта, 07:20
Updated 8 марта, 07:20
Кроме того, не желая доводить дело до суда, Болливуд предложил американским коллегам уладить дело миром и изъявил готовность заплатить компенсацию в сумме 200 тыс. долларов.
Сговорчивость BR Films, согласившейся заплатить компенсацию, понятна – сделка позволит выпустить картину в прокат и неплохо на ней заработать. Однако для других кинематографистов Болливуда она создает опасный прецедент, который не позволит пользоваться чужими сценариями и безнаказанно снимать киноверсии буквально всех хитов, начиная от «Крестного отца» и заканчивая «Семью невестами для семерых братьев». Западный зритель, например, едва ли сможет без улыбки посмотреть индийский вариант «Бойцовского клуба», герои которого дерутся в перерывах между танцами и песнями.
В настоящее время еще одна болливудская студия Zee Telefilms утверждает, что ее телесериал «Бомба времени» (политический триллер, события которого разворачиваются в почасовом интервале), не имеет никакого отношения к популярному голливудскому сериалу «24 часа» и, похоже, готова доказать это в суде. Адвокаты Fox уже подали иск.
Раньше в Голливуде на киноплагиат не обращали внимание. С одной стороны, практика не носила такого повсеместного характера, чтобы раздувать международный скандал, а с другой – болливудские студии были слишком бедны, чтобы судиться с ними.
Ситуация начала меняться в конце прошлого века с изобретением цифрового кино. Если раньше невзыскательных индийских киноманов удовлетворяли простенькие сюжеты, главным условием которых было море музыки, танцев и красок, то с повышением уровня жизни и появлением едва ли не 300-миллионного среднего класса зрители начали требовать фильмы с настоящими сюжетами. В результате плагиат резко возрос, и в списке римейков сегодня около полутора сотен картин.
В последние месяцы адвокат Чандер Лалл, представляющий в Индии интересы нескольких крупных американских киностудий, разослал индийским продюсерам, которых он подозревает в копировании голливудских картин, письма с угрозами судебных исков. Речь идет о римейках таких известных голливудских фильмов, как «Охотники за привидениями», «Джерри Магуайер», «Загадочная история Бенджамина Батона», «Отступники» и «Мальчишник в Вегасе».
«Раньше Болливуд интересовался лишь внешней канвой сюжета, – рассказал Лалл журналисту лондонской Times. – Фильмы были гламурными, а подбор актеров и сюжет никого особенно не волновали. Однако в последние пять лет публика стала более требовательной. Сейчас ей нужны новые истории».
Наибольшей популярностью пользуются американские вестерны. В прошлом году, например, триллер «Гажини» с Аамиром Ханом в главной роли, стал первым болливудским фильмом, собравшим более 1 млрд. рупий (20 млн. долларов) в Индии. Любой американский зритель, который увидит эту историю, поймет, что перед ним копия фильма «Помни», выдвинутого в 2002 году на Оскара в номинации «Лучший сценарий».
«Теперь красть идеи будет очень трудно, – считает Таран Адарш, известный в Индии кинокритик. – Неожиданно Голливуд начал пристально следить за Болливудом».