Posted 11 августа 2005,, 20:00

Published 11 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:29

Updated 8 марта, 09:29

Фабрики звезд

Фабрики звезд

11 августа 2005, 20:00
Вместе с биеннале современного искусства, мобильной фотографией и бутиками дизайнерской одежды в столицу пришло еще одно модное западное поветрие. Все чаще старые заводы, фабрики и склады отдаются художникам, чтобы те превратили промышленные «коробки» в настоящие арт-центры.

Не знаешь, какое применение найти обветшалым корпусам старорежимной фабрики, заброшенным складам или давно закрытым электроподстанциям? Есть верное решение – отдать их под галереи или центры искусств. По этому пути почти десяток лет идут почти все европейские столицы. Ведь для переоборудования старого здания в выставочный зал требуется куда меньше затрат, чем на его переделку в жилые помещения или офисы. А пользы – не меньше.

Для галереи ничего, кроме стен, не требуется. Это доказывает бесперебойная работа одного из самых стильных выставочных залов столицы – флигеля-руины, который стоит во дворе Музея архитектуры. В обвалившемся здании, где нет отопления, а окна забиты фанерой, представлял свою инсталляцию «Призраки Одессы» мировая знаменитость Кристиан Болтански. Оказывается, современным художникам приятней пребывать в руинах, чем в комнатах после евроремонта.

Так или иначе, модное течение в архитектуре – использование промышленных корпусов современными художниками – уже получило свой девиз. Английские дизайнеры называли его «новая жизнь в старом панцире». Вкус этой «новой жизни» лондонцы, в начале XX века задыхавшиеся от фабричного смога, почувствовали в полной мере: эффектный корпус галереи Тейд-Модерн разместился как раз в одной из таких фабрик (архитекторы Херцог и Де Мюрон), знаменитые английские доки переделаны в популярный Докленд-музеум. Вслед за Лондоном пошли другие города. Старый «панцирь» Берлинского железнодорожного вокзала превратился в Музей современного искусства. Наконец, артистический район Нью-Йорка Сохо – ныне одно из самых модных мест американской деловой столицы – десять лет назад ничем, кроме складов, лавок и фабрик, примечателен не был. Теперь это место круглосуточного арт-шопинга.

Как на этом фоне смотрится российская столица? «Москве еще слишком далеко до мировых центров в плане перестройки всей своей старой инфраструктуры. Превращение же промышленных зон в арт-заповедники – дело будущего», – так считает Сергей Десятов, руководитель Дизайн-центра галереи «Арт-Плей». Хотя, казалось бы, ему-то грех жаловаться: его галерея как раз располагается в промышленном здании – текстильная фабрика «Красная Роза» на улице Фрунзе превратилась сегодня в выставочный зал, где показывается, например, австралийское искусство аборигенов, и дизайнерский ресторан. Аналог галереи «Арт-Плей», еще одна «фабричная галерея», появился во время первой Московской биеннале современного искусства. В бывшей фабрике технических бумаг «Октябрь» на Бауманской начал работу проект «Фабрика» – выставочное пространство на 700 квадратных метров, где время от времени устраиваются вернисажи и видеопоказы.

Самым авторитетным в Москве арт-объектом, вселившимся в заводские корпуса, является, конечно, Центр современного искусства, для которого стараниями архитектора Михаила Хазанова приспособили корпус Завода осветительных приборов на Зоологической улице. Теперь уже Центр имеет все возможности собрать музейную коллекцию новейших произведений: есть где хранить и где показывать (благо, четыре этажа новомодного строения – это отнюдь не маленькие комнатки на Маяковке). Впрочем, самым заметным и активным из всех «промышленных отпрысков» считается «Арт-Стрелка» – пятерка галерей, которые въехали в бесхозные гаражи шоколадной фабрики «Красный Октябрь». Теперь в этом месте, прямо напротив храма Христа Спасителя, дважды в месяц случаются вернисажи и даже уличные спектакли.

У всех четырех фабрично-заводских наследников имеется нечто общее: в их владениях до сих пор узнаются черты прежних зданий (неровная кладка из красных кирпичей, непомерно большие залы-цеха, торчащие в самых неудобных местах трубы). В скором времени к этой великолепной четверке должен присоединиться еще один новичок: заброшенную Даниловскую мануфактуру на Варшавском шоссе решено переделать в некое художественное пространство. Что это будет за пространство, определит международный семинар, который начнется 14 августа и продлится 5 дней. В семинаре участвуют немецкие и русские архитекторы, а результаты превратятся в выставку проектов.

На вопрос «Новых Известий», как художникам и дизайнерам достался фабричный комплекс, координатор семинара Сергей Десятов ответил: «В Москве собственность и площади часто распределяются через «своих людей». Но в данном случае ситуация обратная. Мы, дизайн-центр «Арт-Плей», давно искали свободные пространства для художественных инициатив, и из всех предложенных вариантов нежилого фонда фабрика оказалась самым интересным. Дело в том, что мы не берем ни копейки у государства, а всю реконструкцию проводим на частные деньги».

Правда, тот же Сергей Десятов и его коллеги считают, что художники пока имеют лишь случайные крохи с богатого столичного стола – земля в Москве слишком дорога, и за нее воюют даже там, где пока стоят разрушенные фабрики. Хотя до сих пор даже в центре имеются настоящие «мертвые зоны» мертвой промышленности, которые не помешало бы облагородить искусством.

"