Posted 11 июля 2010,, 20:00

Published 11 июля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:46

Updated 8 марта, 06:46

Светоносные стекла

Светоносные стекла

11 июля 2010, 20:00
В собрании Эрмитажа, как выясняется, хранятся семьдесят швейцарских витражей XVI–XVIII веков. Это все, что осталось от большого музейного собрания витражей после преступных распродаж в 1930-х годах ценных предметов искусства. В конце минувшей недели эта коллекция впервые удостоилась отдельной выставки.

Как рассказала «НИ» главный хранитель Эрмитажа Светлана Адаксина, история пополнения эрмитажной коллекции «расписных оконных стекол, разделенных свинцовыми тягами», не менее увлекательна, чем изучение особенностей творчества мастеров швейцарской школы Средних веков – потомков Священной Римской империи. «Эта коллекция формировалась в Эрмитаже с момента его основания, – пояснила Светлана Адаксина. – В какой-то мере пополнялась она случайно – изящные светоносные миниатюры дарили императорам искушенные ценители швейцарских витражей».

Оказывается, одним из таких собирателей был бывший посол в Вене, действительный тайный советник Дмитрий Татищев. Доподлинно известно, что 24 витража из своей коллекции Татищев завещал Николаю I, которого в те времена часто называли «рыцарственным монархом» за увлечение воинственной атрибутикой. Витражи Татищева пополнили экспозицию Арсенала, – военного музея, созданного Николаем I в Царском Селе. По словам Светланы Адаксиной, благодаря старинному путеводителю по Царскосельскому Арсеналу (составитель Феликс Жиль) историки выяснили, что витражами из коллекции Татищева было украшено центральное окно императорского кабинета в здании Арсенала. Воцарившийся на престоле Александр III расформировал фонды Царскосельского Арсенала и велел передать их в Эрмитаж и разместить в новом специальном отделении Средних веков и эпохи Возрождения. Основу нового отделения составила сенсационная покупка императором в 1885 году коллекции русского дипломата Александра Базилевского.

К сожалению, подробного описания швейцарских витражей, влившихся в коллекцию Базилевского из Царскосельского Арсенала, никто не составил. Но документ, дающий ясное представление об их уникальности, все-таки появился: накануне Первой мировой войны тогдашний директор Императорского Эрмитажа граф Дмитрий Толстой тщательно сфотографировал коллекцию витражей. Эти снимки граф подарил Историческому музею Берна, и вскоре они сыграли свою роковую (а может, счастливую) роль в судьбе швейцарских миниатюр. В 30-х годах, когда советские власти распродавали на Запад музейные ценности, владельцы аукционов Хьюго Хелбинг и Теодор Фишер предъявили снимки и запросили витражи швейцарских мастеров. Так эрмитажная коллекция лишилась 130 лучших экземпляров светоносных геральдических стекол эпохи Средневековья.

«И все же в конце XIX века искусствоведы очень заинтересовались швейцарскими витражами, – пояснила «НИ» старший научный сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа Елена Шликович. – Одним из таких исследователей был историк искусств Николай Кондаков. Он составил новую экспозицию произведений декоративно-прикладного искусства Средних веков и эпохи Возрождения и вместе с коллегами украсил витражами из царскосельского собрания окна бывших помещений Государственного совета, выходившие на Неву. Пронизанные светом витражи создавали в помещении выставочных залов особую атмосферу – благодаря эффекту благородства и рыцарства эта выставка просуществовала более четверти века!»

Как подчеркнула Елена Шликович, из-за советских распродаж в эрмитажной коллекции швейцарских витражей осталось всего пять экземпляров «подписных» работ, то есть расписных стекол с монограммой авторов. Их фамилии в середине прошлого века уже разгаданы, тогда как остальные работы приходится подписывать «неизвестный автор».

Несмотря на советские «потери», в коллекции Эрмитажа все-таки есть витражи всех типов: иллюстративные, гербовые, фигуративные, приветственные, свадебные, со знаменосцем, по вступлении в должность, крестьянские, магистратские. Развевающиеся знамена, рыцарские доспехи, рычащие львы, сцены баталий изображены даже на фоне пасторальных картин крестьянского быта или библейских сюжетов. Дело в том, что в Швейцарии собственные гербы могли иметь не только дворяне, но и все, кто состоял на государственной службе. Поэтому витражные мастера щедро вводили в композиции живописных стекол атрибуты геральдики: это характерная отличительная черта швейцарского витражного искусства.

Пополнение эрмитажного собрания швейцарских витражей происходило в 1918 и в 1919 годах, когда в музеи сдавали частные «экспроприированные» коллекции. В числе прочих четыре чудесных подписных витража были переданы в Эрмитаж в 1923 году после расформирования Музея Центрального училища технического рисования барона Штиглица, для которого богатые меценаты приобретали в Европе ценные предметы декоративно-прикладного искусства (позже это учебное заведение переименовано в Училище имени Веры Мухиной). Именно эти экспонаты представлены сегодня на выставке в Эрмитаже – к счастью, сотрудники музея уберегли остатки витражной коллекции от распродажи, надежно запрятав их в закоулках темных кладовок.

"