Posted 11 мая 2015,, 21:00

Published 11 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 04:00

Updated 8 марта, 04:00

Чайковский в оригинале

Чайковский в оригинале

11 мая 2015, 21:00
В майские праздники Клин принимал участников и гостей Первого международного музыкального фестиваля. В город, тесно связанный с биографией Чайковского, приехали исполнители мирового уровня.

Как говорил Чайковский: «Я к Клину сам ужасно привязался и не могу представить себя в другом месте». Здесь он писал «Пиковую даму» и «Спящую красавицу», «Иоланту» и Шестую симфонию.

Сегодня Клин решено превращать в объект туристически-музыкального паломничества. Приводятся в порядок усадьбы и парки, к которым Чайковский, в бытность его в городе, имел отношение. В почищенный городской пруд выпустили белых и черных лебедей. На автобусных остановках звучала музыка Чайковского. Концерты фестиваля транслировались на экранах, установленных на улицах. Недавно пополнилась коллекция писем композитора в Мемориальном музее-заповеднике. Как сообщили в городе, «письмо к дирижеру Мариинского театра Направнику пропало (вместе со всей коллекцией писем Чайковского к Направнику) в 1942 году в блокадном Ленинграде после гибели дочери дирижера Варвары Эдуардовны». Теперь эпистолярный раритет вернулся в Россию из США и попал в музей как дар, купленный (на частные средства главы Клина) в московском антикварном магазине. А вот рукопись Второй оркестровой сюиты, предложенную Дому Чайковского больше года назад, приобрести не удалось – у музея не было средств. Теперь ее выставляют на торги «Сотбис» по гораздо большей цене…

Среди участников юбилейного фестиваля – Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра, Михаил Плетнев и Денис Мацуев, пианист Владимир Овчинников и скрипач Максим Федотов, немецкий Kuss Quartet. Французский композитор Антони Жирар специально написал дуэт для скрипки и альта «Музыка за гранью памяти», в Клину состоялась мировая премьера. Музыка Чайковского была представлена масштабно – от легких фортепианных пьес из «Детского альбома» до «Литургии Святого Иоанна Златоуста».

Воспользовавшись тем, что Венский филармонический оркестр играл концерты в Москве, организаторы фестиваля совершили невероятное: клином врезались в жесткое расписание «филармоников», уговорив их приехать. Маэстро Риккардо Мути встал за пульт, чтобы дирижировать «Увертюрой в итальянском стиле» Шуберта, Тридцать пятой симфонией Моцарта (любимый композитор Петра Ильича) и поразить трактовкой Пятой симфонии Чайковского, которую Мути, по его словам, выбрал за предельную искренность и оптимистический финал. Приехавший на концерт глава «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман в беседе с обозревателем «НИ» с восторгом отозвался о дирижере: «Он тонко чувствует эмоциональное «нутро» композитора, не позируя и не превращая чувства во что-то сентиментальное».

На фестивале прошла презентация первых томов Академического полного собрания сочинений композитора. Это особое событие. Как рассказала хранитель музейного архива Чайковского Полина Вайдман, «понадобилось 18 лет, чтобы просто составить полный список утерянного, написанного и осуществленного». Научно выверенное издание составит примерно 120 томов (вместе с литературным и эпистолярным наследием). Что очень важно, рукописи композитора издаются в авторской версии. Подлинного Петра Ильича в музыкальном обиходе мы часто не имеем. Как заметил участник Клинского фестиваля Александр Рудин, «наши знания подчас поверхностны, а поклонение декларативно». В реальности есть клавиры и партитуры, искаженные позднейшими редакторами и недобросовестно концертирующими пианистами, которые еще при жизни композитора начали вносить «эффектные» поправки и делать купюры. Они закрепились в исполнительской практике: даже на конкурсе имени Чайковского играют «не того» Чайковского. Например, всем известное начало Первого концерта для фортепиано с оркестром Петр Ильич, оказывается, написал без напористых аккордных «блямбов» и откровенной «мажорности». Мало того, существует две авторских версии музыки. Они и вошли в выпущенные четыре тома.

А Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева вместе с пианистом Кириллом Герштейном именно по этой, очищенной от наслоений, партитуре сыграли на фестивале Первый концерт во второй авторской редакции. Мечта сотрудников проекта – чтобы современные музыканты проявили массовый интерес к аутентичному Чайковскому. И чтобы страна не только вообще гордилась композитором, но и давала необходимые средства: на презентации Академического собрания сетовали, что не имеют государственного финансирования издательской программы.

"