Posted 11 мая 2014,, 20:00

Published 11 мая 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:27

Updated 8 марта, 04:27

Управление звездами

Управление звездами

11 мая 2014, 20:00
Международный балетный фестиваль Dance Open прошел в Петербурге на сцене Александринского театра. В нем приняли участие компании из США, Франции и Нидерландов, а также звезды многих театров мира.

Возможно, самое важное в работе фестиваля – детские мастер-классы. Более 109 студентов из 11 стран мира приняли в них участие, а работали с детьми крупные российские мастера балета. С точки зрения широкой публики фестиваль Dance Open – тринадцатый по счету цикл спектаклей и концертов, в которых великое прошлое балета сливается с его загадочным будущим, а проверенные временем шедевры – с разного рода «пробами пера».

«Тайный шифр далекого детства», – так глава Балета Биаррица Тьерри Маланден описал спектакль Magifique (искаженное смешение французских слов magique (волшебный) и magnifique (великолепный). Он поставлен на музыку трех сюит балетов Чайковского. Героев этих произведений автор смешивает так же запросто, как и музыку «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Спящей красавицы». Безымянные персонажи действуют в условной обстановке балетного класса, делая акробатические упражнения у палки и периодически прячась за движущимися театральными ширмами и (или) зеркалами. Специфические черты (например, характерные костюмы или особый грим) у артистов отсутствуют, так что понять, кто тут принц или лебедь, а кто – совсем наоборот, было не всегда просто. Если учесть, что поводом для создания спектакля послужили смутные воспоминания автора о том, как он был ребенком и «видел что-то красивое», то смесь Маландена следует расшифровывать как личную авторскую тайнопись. Правда, пластическим богатством сей танец похвастаться не может: автор как будто забыл, что язык классического балета богат, и для 80-минутного опуса хватило, что называется, полтора движения. Поэтому сказать, что Magifique был magnifique, нельзя.

Превосходные эпитеты пригодились на другом фестивальном показе, когда Национальный балет Нидерландов исполнял миниатюры Ханса ван Манена. Один из ведущих хореографов Европы, автор более чем 120 произведений, исполняемых в 40 труппах мира, ван Манен привез в Петербург специальную программу, в которой были как признанные хиты, так и совсем новые работы. Если в России знают его «Соло» и «Три гносианы», то «Кордебалет» и «Танцы для арфы» были показаны впервые. Разнообразие музыки (от Баха и Сати до Берга и Пьяццоллы) лишь подчеркивало фирменный балетный стиль автора. Ван Манен, по его словам, не интересуется «анекдотами», подразумевая под этим какие бы то ни было буквальные рассказы и пересказы. Но в танцующем теле для голландского мастера как будто нет секретов. Мало того, что этот хореограф, не читающий, по его словам, партитур, не играющий ни на каких музыкальных инструментах, в своих балетах удивительно музыкален: графика линий словно проникает в самую суть музыки, в нечто важное, упрятанное за ритмом и метром. Неоклассика, одновременно рациональная и чувственная, часто неторопливая (тело, производящее балетные па, разворачивается во всех ракурсах, постепенно раскрывая эмоции), построена как череда адажио. Артисты мало размахивают руками и как будто гордятся внешней сдержанностью. Но о том, как ван Манен работает с танцующей ступней, с подъемом стопы, как он ставит пальцы рук и повороты головы, можно писать тома.

Фестиваль заканчивался гала-концертом звезд мирового балета, программа которого была весьма разнообразна: тут и «Греческие танцы» Мориса Бежара, и мрачноватый дуэт Raven girl авторства британца Уэйна Мак-грегора, и элегический номер Summertime на музыку Гершвина, и убойное шоу Rock You под микст американской поп-музыки, и фламенко. По итогам фестиваля вручались традиционные призы (хрустальный слепок с ноги балерины Анны Павловой). Награды раздавали в Этнографическом музее Петербурга, а поздравляли лауреатов известные люди из мира искусства и спорта – джазист Давид Голощекин, актрисы Алиса Гребенщикова, Дина Корзун и Алена Бабенко, актер театра «Лицедеи» и звезда телесериала «Литейный» Анвар Либабов, а также футболист, вратарь сборной России по пляжному футболу Данила Ипполитов. Титулов «Мистер» и «Миссис Виртуозность» удостоились солисты Большого театра Кристина Кретова и Семен Чудин, исполнившие мировую премьеру номера: хореограф Василий Медведев сочинил – в реконструированных по старинным рисункам костюмах – па-де-де по мотивам утраченного балета Мариуса Петипа «Синяя борода». Солистка Американского балетного театра Мисти Копланд стала «Миссис Выразительность» – за номер «Паганини», аллегорически воспроизводящий чудеса игры на скрипке. Владимир Шкляров из Мариинского театра – «Мистер Выразительность» – был отмечен за «Классическое па-де-де Баланчина». Лучшим дуэтом назвали Яну Саленко (балет Берлинской оперы) и Джозефа Гатти (гастролирующий премьер), они показали фрагменты из «Корсара». Приз зрительских симпатий, определяемый голосованием публики, разделили Реми Вортмейер (Национальный балет Нидерландов) и Йоэль Кареньо (Норвежский национальный балет). А Гран-при достался Анне Цыганковой – приме Национального балета Нидерландов, исполнившей «Сюиту Делиба».

"