Posted 11 мая 2006,, 20:00

Published 11 мая 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:14

Updated 8 марта, 09:14

Вагнер-лайт

Вагнер-лайт

11 мая 2006, 20:00
Пятый Московский пасхальный фестиваль завершился на днях концертом в Светлановском зале Дома музыки. За пять лет фестиваль расширился – и вот-вот превратится из московского в общероссийский. Раньше его насыщенная и интенсивная программа требовала от критиков и зрителей такой же отдачи, как при всеобщей мобилизации. Сей

Фестиваль задумывался как подарок москвичам от Валерия Гергиева и оркестра Мариинского театра. Его центром всегда была симфоническая программа, которую обрамляли хоры и колокольные звоны. На первом фестивале Гергиев и впрямь подарил столице целую неделю, но дальше начал делать в программе перерывы, исчезая со своего детища сначала не надолго, а потом все чаще и чаще.

Кажется, главное для Валерия Абисаловича – организовать музыкальный фестиваль. Дирижеру это удается, и первые концерты новорожденного форума обычно проходят с необыкновенной энергией, драйвом и отдачей. Но вскоре его увлекает новая идея, и он отправляется завоевывать что-нибудь еще. Продолжительность Пасхального фестиваля с годами увеличивается, но это совсем не значит, что его симфоническая программа становится интенсивнее. Как и раньше, она не длится дольше недели. А в остальное время Гергиев покоряет регионы. В этом году их слушателям повезло гораздо больше, чем москвичам. Две премьеры Мариинки нынешнего сезона – «Фальстаф» и «Набукко» Верди уже прозвучали в Новосибирске, Красноярске и Ханты-Мансийске. Хотя совершенно неизвестно, сыграют ли их когда-нибудь в Москве. За время Пасхального фестиваля Гергиев успел основать еще один музыкальный фестиваль в Киеве «Киевская Русь» и провел в столице Украины несколько концертов.

Зато в этом году не был забыт ни один из композиторов-юбиляров: москвичи услышали музыку Шостаковича и Моцарта. Скрипач Вадим Репин продемонстрировал изящную, по-европейски рафинированную манеру исполнения, сыграв в последний вечер фестиваля Концерт для скрипки с оркестром Шостаковича. Главной неожиданностью нынешнего форума стало выступление пианиста Рафала Блехача, который сумел избавить музыку Шопена от сентиментальной сладости. А центральным событием – концерт бас-баритона из Уэльса Брина Терфеля (специально для него в программу фестиваля включили концертное исполнение «Валькирии» Вагнера, где Терфель спел Вотана). Германский бог получился у него одновременно грозным правителем и любящим отцом. Он наказывал непокорную дочку-валькирию Брунгильду и в то же время жалел, стараясь облегчить ее участь. И завораживал публику на редкость красивым, мужественно звучащим голосом, органичностью и умением общаться с партнершами.

И все же дистанции огромного размера, которые оркестру и дирижеру приходилось все время преодолевать, не пошли московской программе на пользу. Из-за нехватки времени часть концертов проходила в ускоренном и несколько облегченном режиме. Церемония открытия началась в девять вечера, а концерт с участием Брина Терфеля – в восемь. Как будет выглядеть программа следующего года – загадка. Гергиев занимает пост руководителя Лондонского симфонического оркестра и начинает новые завоевания.

"