Posted 11 мая 2006,, 20:00

Published 11 мая 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:14

Updated 8 марта, 09:14

Молотком по шедеврам

Молотком по шедеврам

11 мая 2006, 20:00
За неполную неделю на аукционе «Сотбис», который продавал в Нью-Йорке картины ХХ века, были установлены сразу несколько рекордов. В итоге аукционные арт-дилеры заработали более 120 млн. долларов, а 16 произведений художников второй половины ХХ столетия ушли по невиданным для них ценам. Эксперты разводят руками – картин

Невероятный успех нью-йоркских торгов прокомментировал директор отдела современного искусства аукциона «Сотбис» Тобиас Мейер: «Люди покупают не картины, а имена. Они готовы заплатить за громкое имя столько, сколько у них есть в кошельке, и уже не смотрят на сами работы». В другое время столь резкое высказывание грозило бы ему увольнением. Но в этот раз все по-другому: клиентов уже не нужно заманивать, от них нет отбоя. Оттого можно говорить все, что думаешь. Делу это не повредит. Стоимость картин во время торгов все равно увеличивается в два-три раза, при том, что начальная цена насчитывает шесть нулей. Так, например, за полотно абстракциониста Виллема де Кунинга заплатили 15,6 млн. долларов при начальной самой высокой цене в 8,5 млн. За ту же самую сумму в 15,6 млн. ушла картина классика поп-арта Роя Лихтенштейна «Заходящее солнце». Всегда популярный на торгах Энди Уорхол и здесь не подкачал – его композиция «Леди и Джентльмены» – портрет трансвестита – подпрыгнула в высоту на три пункта: с 900 тыс. долларов до 3,5 млн.

Раньше за такие деньги могли продать разве что картины эпохи Возрождения. Теперь же – удивительное дело – за миллионы уходят даже совсем молодые художники. Более 900 тыс. долларов заплатили за абстрактную картину Сесилии Браун, написанную в 1998 году (при начальной стоимости в 200 тыс. долларов).

Рапорты о бесконечных рекордах сопровождают едва ли не все майские торги домов «Кристис» и «Сотбис». Своего апогея они достигли неделю назад, когда весь мир с замиранием сердца следил за продажей очередного шедевра Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой». Побьет она пикассовского «Мальчика с трубкой» или не побьет? Не вышло – за «Дору» заплатили 95 млн., и рекорд позапрошлого года – 104 млн. за Пикассо – пока не дрогнул. Но, судя по всему, ждать осталось недолго. Ведь если даже русские картины на нью-йоркском рынке уходят с десятикратным превышением, что же говорить о классике всемирного масштаба.

Причины невероятного ажиотажа на арт-рынке пока никто не берется анализировать. Появляются самые немыслимые объяснения. Видят даже «руку Москвы»: после сообщений о том, что Пикассо якобы приобрел российский бизнесмен, каждую покупку свыше 5 млн. долларов приписывают «русским олигархам».

В этом есть доля правды. Ведь именно наши соотечественники неделю назад устроили ажиотаж вокруг русских торгов в Нью-Йорке. Тогда «Обнаженная» Зинаиды Серебряковой, превысив запрошенную сумму в три раза, была продана за 1,25 млн. долларов. Однако на этой неделе, когда продавали современное западное искусство, за него бились уже миллионеры с Манхэттена (возможно, там тоже затесался кто-то из наших бывших соотечественников). Именно они – те, кто раньше вкладывал деньги в недвижимость, – почувствовали актуальность авангардных живописцев.

Эксперты до сих пор спорят, что влияет на покупательский спрос: бешеные деньги или реальная любовь к искусству. Скорее всего, и то, и другое. Только за один год цена на Уорхола, например, взлетела в пять раз, а русское искусство за десять лет подорожало в тридцать раз! Понятно, что это страшно прибыльные инвестиции – не хуже банковских. Плюс к тому – именно сейчас искусство ХХ века становится уже классикой и дорожает день ото дня. Поэтому имена Лихтенштейна, Джефса Кунса, Уорхола, а также наших авангардистов (особенно «Бубновый валет») – сами по себе знак качества и выгодные акции.

После нью-йоркских торгов дирекция аукционов говорила о том, что подобные шедевры попадают на рынок лишь раз в столетие. Но, наверное, дилеры лукавят: не пройдет и года, как очередные владельцы очередных раритетов выставят их на продажу и заработают десятки миллионов.