Posted 11 апреля 2006,, 20:00

Published 11 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:10

Updated 8 марта, 09:10

Гагарин, я вас любила, о!

Гагарин, я вас любила, о!

11 апреля 2006, 20:00
Сегодня на малой сцене Театра имени Ермоловой будут объясняться в любви к Юрию Гагарину. Постановкой по пьесе Евгения Унгарда «День космонавтики» театр отмечает сразу два юбилея: 45-летие со дня полета первого человека в космос и свое собственное 80-летие.

Несмотря на столь конкретную привязку к дате, спектакль не выглядит одноразовой акцией в честь советского супермена. День космонавтики, равно как и портрет Гагарина, улыбающийся зрителю со сцены, и бодрая речевка «Он сказал – поехали!», растянувшаяся от портала к порталу, – все эти осколки советской эпохи, шокирующие своей допотопностью в первый момент, лишь антураж для традиционного «девичьего» разговора по душам. Вечно живые женские образы, в литературе представленные то тремя девицами под окном, то чеховскими тремя сестрами, то иствикскими ведьмами Апдайка, на сей раз оборачиваются троицей пожилых героинь из российской глубинки, или, как они сами себя называют, «агитбригадой «Климакс».

Тема бесед завклубом Лиды, бывшей фельдшерицы Нюшки и продавщицы Зины все та же, что у классиков: несбывшиеся мечты, профессиональная и личная неустроенность и, как водится, неудавшаяся любовь. Казалось бы, после Чехова мало что можно прибавить относительно загадочной женской души. Но Унгарду меньше всего интересны внутренняя суть и глубина образов. Он в данном случае выступил как комедиограф, легко и весело рассказывающий о маленьких трагедиях престарелых провинциалок.

Почему эта странная пьеса с беспорядочным упоминанием Гагарина и колхоза, Путина и Пугачевой вдруг всплыла в репертуаре Театра Ермоловой, вопрос с несколькими ответами. Во-первых, Унгард – драматург современный и модный, он написал сценарии к телефильмам «Траектория бабочки», «Дама в очках, с ружьем, в автомобиле», а за сериал «Театральный роман» получил премию «ТЭФИ» в номинации «лучший сценарий». Почти все пьесы Унгарда («Птицы», «Аделаида», «Инопланетянин») востребованы театром и идут на разных площадках провинциальной России и даже за границей. Во-вторых, текст действительно забавен, хотя и кажется, что написан он был лет пятьдесят назад о давно ушедшей эпохе. И наконец, главная причина – надо было занять трех ермоловских актрис постбальзаковского возраста, у которых уже несколько лет не случалось театральных премьер. Явно соскучившиеся по новым ролям Светлана Голованова, Наталья Потапова и известная как бабушка Вики из сериала «Моя прекрасная няня» Александра Назарова (две заслуженные артистки и одна народная) играют с таким молодым задором и энергией, которые редко увидишь даже у двадцатилетних актрис. Вульгарные старухи из пьесы благодаря ермоловкам и руководителю постановки Фаине Веригиной вышли к зрителю развеселыми бойкими бабами, которым равно талантливо удаются и матерные частушки, и распитие водки, и зажигательные танцы под песню «Вечная весна».

Творимое на сцене безумие начинается как театральный капустник, пародирующий любительские спектакли, развивается как мелодрама о несчастной любви, а заканчивается комической фантасмагорией с появлением бывших возлюбленных «трех девиц»: Ихтиандра, министра и Гагарина (их карикатурно играет чем-то похожий на Гагарина Андрей Калашников). Странно, что в эту сумбурную театральную кашу не попали документальная хроника о Гагарине, кадры из фильма «Космос как предчувствие» или песня «Гагарин, я вас любила, о!» (кстати, этот хит группы «Ундервуд», прозвучав в финале вместо советской «Вечной весны», мог бы добавить спектаклю хоть каплю свежести). Когда драматургу недостает чувства стиля и вкуса, увлечь зрителя могут только актерский темперамент и режиссерская фантазия. Ермоловцы это делают так профессионально, что можно и не заметить, какую красивую обертку вам преподнесли вместо подарка.

"