Posted 11 апреля 2005,, 20:00

Published 11 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:35

Updated 8 марта, 09:35

Не попали в струю

Не попали в струю

11 апреля 2005, 20:00
На родине вождя революции 1917 года в канун 135-летия со дня его рождения разразился острый конфликт между православными и теми, кто верит, что идеи Ленина до сих пор живут и побеждают. Альтернативой церемонии закладки краеугольного камня кафедрального собора стали митинги пробольшевистски настроенных горожан. В резуль

Кафедральный Свято-Троицкий собор был воздвигнут в Симбирске на средства губернского дворянства в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Закладка состоялась 7 сентября 1824 года во время пребывания в городе императора Александра I. Своими очертаниями собор напоминал Исаакиевский в Санкт-Петербурге. Незадолго до Великой Отечественной обветшавшее здание было снесено. Идея восстановления собора зародилась три года назад, тогда ее поддержали 83% горожан.

В восстановлении святыни, помимо акта покаяния, есть и трезвые резоны: в Симбирско-Мелекесской епархии РПЦ, которую возглавляет архиепископ Прокл (Хазов), за годы советской власти было разрушено свыше тридцати православных соборов и церквей. Сегодня по всей Ульяновской области, где живут 1,38 млн. человек, есть лишь 7 культовых объектов Московской патриархии. Владыку Прокла особо огорчает, что Симбирская епархия – единственная в России, не имеющая кафедрального собора.

Многолюдным было освящение 9 марта на площади Ленина первого камня, заложенного в фундамент будущего храма. Куда более многолюдным, чем прошедший двумя неделями раньше митинг левого студенчества, старых большевиков и примкнувших к ним музейных работников, преимущественно сотрудников мемориала В.И. Ленина и его филиалов. Пикетчики заявили, что при начале строительства не учтены «объективно существующие противопоказания». По их мнению, город может «одномоментно лишиться своего сложившегося культурно-исторического центра». В распространенной участниками пикета резолюции говорится о множестве бед, которыми чревато строительство собора-новодела: это и «обострение национально-религиозных отношений», и «попытки использовать приемы давления на предпринимателей, чтобы побудить их осуществить «добровольные пожертвования» на строительство», и «ущерб зеленым насаждениям» и даже «угроза оползня». Всех этих страшилок хватило, чтобы чаша весов в руках властей склонилась в сторону атеистов постсоветского розлива. Склонилась – даже несмотря на то, что председателем попечительского совета по воссозданию собора является Сергей Морозов, совмещающий столь высокую миссию с постом главы администрации Ульяновской области. В результате одной рукой ему пришлось подписать вместе с владыкой Проклом призыв к ульяновцам облагоразумиться и довести до конца богоугодное дело, а другой – распоряжение о прекращении строительных работ.

Молились о храме – получили бассейн.

Если разрушение Троицкого собора в 1936-м было трагедией, то идея его воссоздания обернулась фарсом. Чего, впрочем, следовало ожидать: епархия – Симбирская, а область – Ульяновская, собор – Свято-Троицкий, а площадь – имени 100-летия со дня рождения В.И. Ленина.

На совещании в администрации области вместо храма было решено устроить... фонтан-бассейн. Чтобы зря не пропал вырытый под фундамент храма котлован. По замыслу авторов проекта, летом в бассейне можно будет купаться, нырять, кувыркаться, а для удобства отдыхающих на освященном месте будут сооружены кабинки для переодевания и биотуалеты. Мэр Ульяновска Сергей Ермаков уже распорядился выделить из бюджета 25 тыс. рублей, необходимых для немедленного начала работ. Ожидается, что строительство закончится уже в июне.

Что до верующих – они усматривают аналогию с судьбой храма Христа Спасителя в Москве. И вместе с владыкой Проклом (который был в предынфарктном состоянии доставлен в больницу) молятся о том, что бассейн рано или поздно забетонируют и собор водворится на своем исконном месте.

"