Posted 11 апреля 2004,, 20:00

Published 11 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Англия для маргиналов

Англия для маргиналов

11 апреля 2004, 20:00
Судя по началу фестиваля, пока в британском кино торжествует жестокий реализм со скорбным лицом. Национальное кино Англии не так богато, как многие думали в России. Зато британские кинематографисты гораздо правдивей, чем европейские и заокеанские коллеги.

Сегодня средний бюджет картины в Британии примерно 7–10 миллионов фунтов стерлингов. При том, что рабочая сила и технологические мощности самые дорогие в Европе. Большие проекты запускают только при участии Голливуда – так были сняты, например, «Гарри Поттер», «Реальная любовь», «Дневник Бриджет Джонс» и «Часы». А те, кто снимает без заокеанской поддержки, как правило, ограничены в творческих амбициях. «Выживают» национальные проекты, снятые за маленькие деньги, но с большими идеями, или вовсе экспериментальное кино. Один из экспериментаторов – режиссер Саймон Памелл. Его полнометражный документальный фильм, представленный на нынешнем фестивале, дословно переводится как «Песня тела». Он повествует о физиологической жизни человека, в отрыве от его духовной сути. О том, как тело рождается, растет и умирает. Режиссер с горечью рассказывает о надругательстве над телом, показывает все ужасы насилия, войны и болезней. В фильме использованы цитаты из картин за последние сто лет – от «Человека с кинокамерой» Дзиги Вертова до телематериалов из Саудовской Аравии. Кстати, это самая «титулованная» лента фестиваля – она была признана «Лучшей британской документальной картиной» на Независимом кинофестивале в Роттердаме.

Великой Британии – самой сытой и благополучной страны Европы – в английском кино нет. Судя по картинам, это край трущоб, где живут сплошь маргиналы. Или в лучшем случае эмигранты из Азии, Африки и Индии. Британские режиссеры рассказывают преимущественно про таксистов и продавщиц, про нищих и бездомных, параноиков и наркодилеров.

Одна из значительных фестивальных премьер, картина ирландца Джима Шеридана «В Америке», рассказывает о нелегкой судьбе эмигрантов. «Непорочный» – о десятилетнем сыне наркоманки. «После жизни» – о молодом человеке, который после смерти матери пересматривает жизненные приоритеты, поскольку на него ложится забота о сестре, больной синдромом Дауна. Есть даже две ленты, напрямую рассказывающие о проблемах пьянства в Британии (оказывается, и у них существует такая проблема) – «На посошок» и «16 лет запоя».

По-настоящему жизнеутверждающая картина на фестивале только одна –«Девушки с календаря». «Девушки» – это вовсе не сага о «Мисс сентябрь» или «Мисс июнь» из «Плейбоя», а рассказ о добропорядочных старушках, которые устали от чопорных традиций и решили издать календарь с изображением своих, не совсем одетых тел. Идея такая: календарь принесет деньги, и старушки помогут маленькой провинциальной больнице приобрести новое медицинское оборудование. Преодолев массу препятствий, включая собственные комплексы и нападки со стороны других, не столь прогрессивных «девушек», дамы добиваются всего, чего желали, и даже того, о чем не мечтали: поездки в Голливуд и участия в одном из самых известных телешоу. «Заводилой» в этом благом деле выступила «барышня» Крис. Ее сыграла британская звезда Хелен Мирен, которая на днях представила картину московской публике. На открытии фестиваля актриса, чьи предки жили в России, пошутила, что «Девушки с календаря» ее заинтересовали отнюдь не потому, что предоставили ей возможность в очередной раз обнажиться, а потому, что в основе картины лежала реальная история.

В общем, пятая «Неделя британского кино в Москве» не покажет нам ничего такого, чего бы мы не знали об англичанах. Английский кинематограф верен себе. Он один из немногих, кто по-прежнему интересуется реальностью.




Хелен Миррен: «С Тарковским я не согласна»
Киношники «зажигают» на Севере

"