Posted 11 марта 2015,, 21:00

Published 11 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:40

Updated 8 марта, 03:40

Вскормлённый в неволе орел

Вскормлённый в неволе орел

11 марта 2015, 21:00
Проект «Департамент орлов» представляет собой не просто ретроспективу Андрея Филиппова, одного из ведущих концептуалистов с конца 1980-х до настоящего времени. По словам кураторов, это целостная инсталляция, где зритель должен погрузиться в мир автора. Одновременно речь идет о рождении и гибели империй, о византийских

Три ударных зала с крупными инсталляциями задают тон всей выставке в Фонде культуры «Екатерина». В первом – на кумачовой скатерти вытянутого стола разложены белые тарелки с «приборами» – серпами и молотками. Такой образ постсоветской «Тайной вечери» возник у художника в 1989 году и стал самым узнаваемым его произведением. Миф тут смыкается с историей, религиозный символ с советским плакатом. Примерно то же самое произошло и с филипповским лозунгом, красующимся над столом и созданным словно для первомайской демонстрации в Москве времен Ивана III: «РИМУ – РИМ».

То, что Москва – Третий Рим, а мы – наследники Византийской империи, Андрей Филиппов напоминает в следующей комнате, где на полу выложен план храма Святой Софии в Константинополе. Здесь же под потолком крутятся диски с символами взлета и падения империй – примерно такие диски с арабской каллиграфией и висят в нынешней Софии, завоеванной турками. Наконец, совсем свежая инсталляция показывает кабинет какого-то генерала, разрабатывающего план наступления (или, напротив, отступления) среди знамен и горнов. Письменный стол военного начальника освещает и освящает византийский хорос – церковная круговая люстра из Афонского храма. Вместо свечей на этом хоросе горят силуэты электрических орлов.

Андрей Филиппов, а вместе с ним и зритель, постоянно балансирует на тонкой грани торжественного, почти церковного ритуала и тотальной иронии. Двуглавые орлы, перелетевшие в Россию из Византии, тут превращаются в пернатых обитателей пейзажа (вроде саврасовских прилетевших грачей). Они закручиваются в спирали, парят в чистых небесах, выписывая там лозунги, венчают всевозможные шпили и возвышенности. Их зловещие черные крылья посетитель может даже примерить – и такой аттракцион предлагается в одном из залов.

В «Департаменте орлов» совершенно непонятно, простились ли мы с имперским сознанием и справляем по нему развеселую тризну или, наоборот, бережно лелеем, выращиваем в себе зачатки византинизма и панславянизма. Иногда складывается ощущение, словно господин Филиппов был нанят какой-то тайной властью для создания всех элементов будущей державной идеологии. Путь крайне опасный, на котором полегло немало достойных художников. Но, в отличие, например, от имперца Беляева-Гинтовта, Андрей Филиппов имеет отличную прививку против фашистского пафоса в виде русской литературы и философии. А значит, среди «Семи смертных грехов» – еще один сильный объект в экспозиции – он обязательно укажет Гордыню.

"