Posted 11 марта 2013,, 20:00

Published 11 марта 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:03

Updated 8 марта, 05:03

«Матный гномик» и все-все-все…

«Матный гномик» и все-все-все…

11 марта 2013, 20:00
Выставочные залы особняка Румянцева предлагают занимательное путешествие как в собственное детство, так и в детские годы наших бабушек и прабабушек. Совместная экспозиция Музея истории Петербурга и музея смеха «Трикстер» «Эники-беники, или Заклинания детства» охватывает значительный временной период (с 1920 г. по 1990

На выставке можно вспомнить леденящие кровь страшилки и узнать историю появления в детских «сокровищницах» тех или иных предметов, увидеть «бумагу» утилитарную (фантики, этикетки, конфетные коробки) и высокохудожественную (печатная графика, авторская фотография). Персонажи сугубо сказочные (Баба-яга, Кощей, Буратино) существуют в «единой связке» с героями реальными (создатели книг и иллюстраций), запечатлевшими или даже сочинившими их.

Как, например, Мурзилку. Забавного желтого щенка-корреспондента в красном берете, с шарфом и фотоаппаратом через плечо придумал в 1937 году художник-график Аминадав Каневский.

А непоседливый деревянный мальчуган – герой авантюрной сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» впервые обрел зримые очертания благодаря талантливому карикатуристу Брониславу Малаховскому. Причем Малаховский стал не только первым иллюстратором книги, но и являлся ее первым слушателем: наносящий визиты семье художника Толстой с удовольствием читал вслух свеженаписанные главы. Иллюстрации к «Золотому ключику» оказались чрезвычайно удачны и могли открыть новую страницу в творческой деятельности художника, но стали лебединой песней, последней крупной работой: в 1937 году Малаховский был арестован как «этнически неблагонадежный» и расстрелян за месяц до своего 35-летия…

Немудреная считалочка «Эники-беники ели вареники,/ эники-беники – клёц/ вышел советский матрос» родом из 1950-х. И на ее авторство никто не претендует. А вот с фантиками – простенькими конфетно-шоколадными обертками, разрисованными милыми зверюшками и хорошенькими детишками, оказалось куда сложнее. В экспозиции выставки присутствует обертка от конфеты фабрики «Красный Октябрь» середины прошлого столетия, на которой озорной щенок тянет за платьице пухленькую девчушку, намереваясь отобрать у нее конфеты. За авторские права на данное (и некоторые другие) изображение главный художник «Красного Октября» Леонид Челноков судился на стыке прошлого и нынешнего веков с бывшим работодателем. Леонид Константинович скончался в 2003 году, суд так и не выиграв. Насколько его требования были правомочны – судить сложно, а о «трансформации» и переосмыслении «бродячих» сюжетов лучше всего расскажет старая (начало XX века) открытка с рекламой шоколада «Эйнемъ». «Дореволюционная» девочка, запрыгнув на табуретку, «спасает» шоколадные богатства от целого сборища «нападающих» на нее кошек и котят…

В выставочном пространстве присутствует школьное выпускное платье первой трети XX столетия и целая россыпь (на любой вкус) кружевных воротничков, коими девичья школьная форма в эпоху ее «одинаковости» традиционно украшалась. Предоставляется возможность заглянуть в «святая святых» – альбом и дневник неведомой Нади Шульц, отпраздновавшей в середине двадцатых годов прошлого века свое десятилетие и посетившей в 1925 году с мамой и сестрой город Железноводск… Познакомиться с подробной инструкцией игры в «резиночку» и прочитать массу историй о «черных руках» и «гробах на колесиках». Или о «матном гномике» из середины 1970-х, которого «вызывали» в пионерских лагерях, глухо задернув шторы и натянув между кроватями тонкие нити. Предполагалось, что, споткнувшись о них, гномик начнет громко материться…

"