Posted 11 марта 2004,, 21:00

Published 11 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Сто лет спустя

Сто лет спустя

11 марта 2004, 21:00
Шесть балетов Джорджа Баланчина сегодня подытожат эволюцию балета в Большом театре. Сдав успешно экзамен на новую классику, главная сцена страны собирается сделать прорыв в танцевальную культуру XXI века.

С празднованием 100-летия Джорджа Баланчина главный российский театр опоздал ровно на два месяца. На то были вполне уважительные причины. В середине зимы балет Большого свалила эпидемия гриппа. Труппа лишилась премьера Николая Цискаридзе, повредившего стопу. Оставшиеся на ногах звезды в январе с успехом выступили на сцене парижской Гранд-опера, а затем часть труппы отправилась на гастроли в Японию. Остается лишь гадать, когда и как артистам удалось в кратчайшие сроки восстановить в памяти прежние баланчинские спектакли и выучить новые.

Впервые после «перестройки» поставить практически запрещенного в Советском Союзе великого эмигранта Георгия Баланчивадзе (настоящее имя Баланчина) Большой решился в 1991 году. Американский балетмейстер Джон Тарас (официальный хранитель наследия Баланчина) тогда восстановил на сцене Большого театра спектакль «Блудный сын» на музыку Прокофьева. В 1998 году любимая балерина легендарного хореографа Сьюзен Фаррелл перенесла в Большой «Моцартиану». В 1999 году на этой сцене появился «Агон» и «Симфония до мажор», которую поставили Джон Тарас и Татьяна Терехова.

Эти спектакли стали настоящим испытанием для труппы Большого. Привыкшие к доисторической классике Петипа и шедеврам Григоровича, танцевальные мастера с трудом перестраивались на новую классику. Сложность заключалась в том, что постановки Баланчина исключали столь любимую русскими артистами «душевную свободу» и «драматическую игру». Его спектакли – торжество чистой механической техники, геометрия совершенных тел в ансамблях. Жесточайшая синхронная четкость исполнения не прощает балеринам ни одного неловкого движения. Малейший просчет портит всю композицию спектакля. Однако с этим испытанием прежние артисты вполне справились.

Главная интрига нынешнего вечера в том, что Баланчина сегодня должны исполнять новые, совсем молодые балерины и танцовщики, которые пришли на смену корифеям в прошлом году. Помимо уже знакомых «Агона» и «Симфонии до мажор» сегодня в Большом театре будут представлены одноактный балет «Кончерто барокко» на музыку Баха, и два па-де-де: на музыку Чайковского из балета «Лебединое озеро» и на музыку Делиба из балета «Сильвия». Кроме того, будет исполнена знаменитая «Тарантелла», которую еще недавно здесь блестяще танцевал нынешний директор балета Большого Алексей Ратманский со своею супругой. Если экзамен на Баланчина молодежь сдаст на «отлично», то современные модерновые спектакли с силовой акробатикой ей будут точно нипочем, а значит, Россия снова сможет выставлять свой балет «впереди планеты всей». В премьере вечера «Балеты Джоржа Баланчина» заняты Светлана Захарова, Мария Александрова, Надежда Грачева, Галина Степаненко, Дмитрий Белоголовцев, Сергей Филин и Андрей Уваров.

"