Posted 11 февраля 2016,, 21:00
Published 11 февраля 2016,, 21:00
Modified 8 марта, 02:13
Updated 8 марта, 02:13
– Юрий, почему именно к «Анне Карениной» обращаются сегодня многие режиссеры? Карен Шахназаров сейчас ставит фильм по этому роману, и мюзикл с одноименным названием вышел, несколько лет назад и Сергей Соловьев «Анну Каренину» поставил.
– Я давно хотел поработать с Толстым. Он очень кинематографичен.
– Возможны красивые длинные планы?
– У него очень подробное описание сцен. Он передает ощущение, атмосферу, все это очень важно для создания хорошей картины. На театральной сцене события, описанные Толстым, довольно трудно воплощаются, а вот в кино есть все возможности передать тончайшие моменты.
– Анна Каренина – наша современница. Аналогия вполне логичная, и кто-то уже фантазировал на эту тему. Но вы пошли еще дальше, речь о ее личном дневнике...
– Я считаю, что Анна Каренина – это абсолютно любая женщина планеты Земля. Любого вероисповедания, национальности. Это та женщина, которая испытала любовь, ревность, предательство. Ее чувства понятны всем без исключения. Съемки проходили на Филиппинах, в Индии, у нас в Санкт-Петербурге – уверяю, во всех уголках света люди очень похожи. Мы так же ранимы, влюбляемся, все женщины одинаково рожают детей. И отношение в обществе к любви вне брака то же: осуждают, завидуют, ругают. Анна считала себя развратной, она себя осуждала. Так происходит с любой женщиной, попадающей в подобную ситуацию. Бывает, она осуждает себя только за то, что в мыслях допустила измену.
– Таких историй с того времени, когда Толстой написал роман, стало больше...
– Да, нравы другие, общество не так жестко диктует правила игры. Я знаю многих женщин, которые уходили из семей, но мало кому это приносило счастье. Вообще, люди, которые встречаются вам в жизни, на улице, в институте, на работе, – это те люди, которых вы заслуживаете. Мы сами выбираем свое окружение, следуя внутреннему началу. Я рассказываю историю, описанную Толстым, современным киноязыком. Анна ведет дневник. Ее ник – Анна Каренина. Пишет в Интернете. «Я влюбилась. Я боюсь, я стесняюсь». Такие же дневники вели женщины в XIX веке. Может быть только, они не были такими публичными. Мне важно, чтобы моя дочь, которой сегодня 18 лет, могла понимать, о чем речь в романе Толстого. Но нельзя сегодня ставить Анну Каренину, точно переводя на киноязык каждую строчку писателя. Недавно Соловьев снял Анну Каренину с Татьяной Друбич в главной роли. Он долго снимал, подробно. Это не мое кино, это прошлое. Я уверен, что фильм нельзя снимать долго.
– Саундтрек к картине написала Диана Арбенина. Почему выбрали ее?
– Диана – яркий, реальный рок-музыкант. Сочиняет музыку, потому что не может не сочинять. Для нее это образ жизни. И Диана настоящая женщина, она чувствует Анну. Когда я показал ей финал – семь минут (тот момент, когда Каренина принимает решение и кидается под поезд), Диана плакала. Она сказала: «Я думала, моя музыка глубокая – метра три, но когда я увидела финал картины, то поняла, что здесь все 333 метра».
– Некоторые считают: современные режиссеры обращаются к классикам, потому что выгодно. Автор умер, его роман проверен временем, успешен. Гарантия...
– Да нет... Тут другое. Экранизация – это вопрос прочтения. Мне он интересен. Вот я после Карениной собираюсь экранизировать Чехова – «Три сестры». Только возраст я решил изменить. Сестрам в пьесе 25 лет, а у меня 60. Будут сниматься Ольга Остроумова, Владимир Носик, Саша Балуев сыграет Вершинина, которому 57. Классика живет, когда вы ее читаете сегодняшними глазами, а не тогда, когда вы просто переодеваете актеров.
– Зачем ставить, писать что-то новое, раз мы не меняемся?
– Меняются исторические реалии, в них по-другому складывается судьба. И, конечно, появляются новые классики. Например, я очень рад, что поставил «Казус Кукоцкого» по произведению Людмилы Улицкой, которое получило премию Букера. Совершенно новая история о семье. Я жду, пока появятся авторы, которые напишут про 1990-е годы, про 2000-е. Меняется среда, политическая обстановка. Вот сегодня деятелям культуры предлагают подписать петиции в поддержку Кадырова, например. За многих людей мне становится стыдно...
– Дежавю. Новый круг истории.
– Да, но кто-то отказывается, а кто-то нет. Да я лучше руку себе сломаю, чтобы ничего такого не подписывать. Я отвечаю за свое мнение, за свое реноме. Так было всегда, во всех веках. Но кто-то забывает про себя, думает, что никто его не видит. Но это не так, сегодня все сняли маски.
– И стало очень страшно.
– Многим наплевать.
– И вам?
– Мне нет, я несу ответственность перед зрителями, которые приходят на мои фильмы. Которые пишут мне письма.
– Свой фильм вы посвятили Году кино. Реально верите, что у нашего кинематографа есть сегодня будущее?
– Нет, я не верю. Недавно Минкультуры в очередной раз сократило какие-то дотации. Государство, в частности, Минкультуры, не должно вникать в прямое финансирование картин. Если режиссер успешный, и он чувствует рынок, то пусть берет кредит и зарабатывает. Прямое финансирование может быть только двух категорий картин – это детское кино и историческое. Эти категории убыточные и просто не выживут. Комедии, например, все равно как-то вылезают и зарабатывают. Реформа кино нужна киноиндустрии и отечеству, а не горстке людей, которые все равно получат деньги на свои картины.
– Сейчас идет Год кино, но опять никто ничего реально действенного для оживления отрасли предпринимать не собирается. Как и в Год литературы.
– Показательно, что у нас в прошлом году, в Год литературы, закрылось 340 библиотек. Надо было переформатировать библиотеки, чтобы народ приходил, общался. Какое у нас сегодня кино? Мы – вотчина Голливуда. Успешны только те фильмы, которые похожи на американские.
– Неужели и ваш новый фильм похож на американский?
– Нет, у меня другой подход. Я пытаюсь объяснить, что мир изменился, что кино как индустрия исчезает. Падают продажи билетов, люди разочаровываются в кино. Нужно вывести кино из категории фастфуда – это искусство. Во времена Тарковского, Эйзенштейна это понимали. Я уверен, нужно инвестировать в зрителя. У нас в стране нет ни одной передачи о кино. Не о том, кто сколько заработал, а как трудно снять фильм. Недавно все прощались с режиссером Эльдаром Рязановым. Так вот, он жил по другому закону кино. И я тоже хочу жить и делать свое кино для своего зрителя. И если я не могу получить много зрителей, ничего страшного, я рад и малому их числу. Но они – мои, а я – их.
СПРАВКА «НИ»