Posted 11 февраля 2014, 20:00
Published 11 февраля 2014, 20:00
Modified 8 марта, 04:37
Updated 8 марта, 04:37
Художественная мастерская расположена на территории заводского комплекса, попасть в студию на выставку можно было только при наличии паспорта и временного пропуска. Охранники на проходной сердились: «Все ходят и ходят! Это ж невозможно столько пропусков выписывать!» После КПП немного опешившие гости попадали на закрытую территорию с большим количеством корпусов, в одном из которых и расположена мастерская. Выставка была организована по инициативе художников мастерской фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина, среди которых Александра Галкина, Алиса Йоффе, Антон Николаев и Светлана Шуваева. Художники выступают за автономию, то есть не сотрудничают с институциями, сами управляют студией и выбирают себе куратора. Они же пригласили для участия в проекте еще нескольких живописцев из других городов: Александра Вилкина из Санкт-Петербурга, Александра Веревкина из Самары и Игоря Шуклина, уроженца Курска, проживающего в Берлине.
Сама студия представляет собой площадку в 340 кв. м, где расположены четыре бокса и один общий зал. Первое, что видит зритель, зайдя в мастерскую, – это бокс Антона Николаева, который расположен прямо у входа. Там повсюду, и на полу, и на стенах, развешено множество эскизов и зарисовок, которые он делает ежедневно: в метро, в гостях, на вечеринках, в студии и дома. Николаев – акционист в прошлом, поэтому и стиль рисования у него напоминает хэппенинг, такая своеобразная живопись нон-стоп. По его словам, создавая такие «живые» эскизы, он во многом, как и в фотографии, пытается поймать момент и тем самым зафиксировать жест.
Чуть поодаль, в просторном зале, на одной из стен висит серия работ Игоря Шуклина под названием «Винтаж». Она состоит из шести полотен: пять картин в большом зале и одна, состоящая из четырех соединенных между собой холстов, в отдельном боксе. Сразу бросается в глаза большой логотип черного дракона из популярной компьютерной игры 1990-х годов «Мортал Комбат» и одноименного фильма. Как пояснил «НИ» сам Игорь Шуклин, его работы из этой серии действительно включают в себя множество субкультурных графических элементов, которые были распространены в 90-е годы. Например, логотипы рэп-групп, элементы культовых электронных игр, зашифрованные сюжеты из фантастических боевиков и так далее. «Игорь Шуклин – это типичный представитель трансавангарда, – поясняет «НИ» художник Антон Николаев. – Это явление, когда люди пользуются кусочками разных авангардных стратегий, создают микс. Этот подход характерен только для Игоря. Так, например, Саша Галкина и Алиса Йоффе работают в дадаистической парадигме, то есть делают жесты, которые обессмысливают реальность и заставляют взглянуть на нее с другой стороны. Творчество Светы Шуваевой можно назвать аналитическим модернизмом. Она очень тонко исследует структуру модернистской формы, что сближает ее с Кларой Голицыной и мастерами постживописной абстракции. В частности, с Кеннетом Ноландом и Фрэнком Стеллой. В свою очередь Александр Вилкин идет из арт-брута, а напротив Александр Веревкин – классический абстракционист, близкий к постживописной абстракции».
В течение двух недель ребята, приехавшие из других городов, жили и работали в мастерской, и во время открытия они делились своими впечатлениями с друзьями и гостями выставки. «Больше всего мне понравилось то, что сама площадка позволяла жить здесь без отрыва от работы, чем мы все с удовольствием и воспользовались, несмотря на то что нам предоставили возможность жить в гостинице, – рассказал «НИ» Александр Вилкин. – Но важно и другое. То, что у нас сложился хороший коллектив. Все художники на одной волне». У зрителей выставка вызвала разные эмоции. Кому-то такое искусство показалось слишком брутальным, кто-то засомневался в том, что это в принципе можно назвать искусством, третьи же с удовольствием фотографировались на фоне работ. Однако и те, и другие, и третьи были солидарны в том, что проект довольно интересный и заслуживает внимания: на одной площадке собрались очень разные художники, которых объединяет стремление работать в сфере живописи.
Собственно, живопись и есть основная тема другого проекта, в рамках которого и была организована однодневная выставка. Проект носит рабочее название «Грузите апельсины бочками. Искусство после Болотной площади», он стартует в Москве в сентябре. Выставка должна показать, как жест становится живописью – большая часть участников имеет акционистский опыт. Не случайно куратором этой выставки приглашен Анатолий Осмоловский, запомнившийся тем, что в начале нулевых ушел из политизированного акционизма с выставкой-манифестом «Как политические позиции становятся формой». Он единственный в России специалист, который может связать акционизм и академизм.