Posted 11 февраля 2013,, 20:00

Published 11 февраля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:18

Updated 8 марта, 05:18

Вспомнить всё

Вспомнить всё

11 февраля 2013, 20:00
«Другая жизнь женщины» дебютантки Сильви Тестю с Жюльетт Бинош и Матье Кассовицем в главных ролях – не единственный, но редкий фильм, в котором опошленный мыльными сериалами мотив беспамятства используется не только с чувством, но с толком и расстановкой.

Заснув в объятиях любовника, 26-летняя Мари просыпается в незнакомой квартире, где какой-то мальчик называет ее мамой, а какая-то женщина – госпожой, и не сразу понимает, что ей 41 год и она преуспевающая замужняя дама, из сознания которой начисто удалено все, что произошло за прошедшие полтора десятка лет.

В пикантной ситуации оказывается и зритель, который сначала тоже не догадывается, что случилось, а затем, сбитый с толку монтажным скачком между засыпанием и пробуждением, думает, что ему показывают фантастический ромком, и удивляется, почему он не так комедиен и не так романтичен, как должно быть.

Между тем перед нами вовсе не романтическая комедия, а трагикомедия. Маловероятное, но с психиатрической точки зрения реальное положение, в которое волею автора попала героиня Жюльетт Бинош, весьма драматично. Будучи в здравом уме и опасаясь последствий, она не признается в произошедшем и начинает играть себя исходя из данных, которые выведывает у близких и узнает от знакомых в процессе общения. Что напоминает уже не мыльные оперы, а приключенческие романы, персонажи которых выдают себя за тех, кем не являются, – как брат-близнец Людовика XIV в третьей части «Виконта де Бражелона» выдает себя за короля, а мальчишка-простолюдин в «Принце и нищем» Марка Твена – за принца.

При всем при том главное в картине – вовсе не вынужденные приключения обеспамятевшей женщины, а столкновение между двумя ипостасями одного человека: того, кем он был в 20 лет, и того, кем стал в 40. То, что довольно неуклюже изображается в картинах, где взрослый герой так или иначе – посредством монтажа или в одном кадре – встречается с собой молодым, изящно переведено в реалистический формат внутренней драмы, сыграть которую может только актриса вроде Жюльетт Бинош, способная сделать свое лицо экраном, на который проецируются потаенные переживания. Или, если угодно, внутри фильма, в котором она играет, показать свой собственный фильм, подчас более глубокий, чем заложенный в сценарии.

Дело-то не просто в сопоставлении возрастов одного лица, а в том, что люди часто не осознают того, что превращаются в Других. Фильм сводит их в одном теле, и Бинош отыгрывает это на двести процентов, когда заглядывает в зеркало и когда встречается со своим забытым образом, отпечатавшимся в ее окружении и в обстоятельствах открываемой ею собственной жизни. Романтическая девушка стала прагматичной бизнес-леди, которую внезапно заполнил прежний дух, – а это создает проблемы не только для нее самой, но и для окружающих. В частности, для ее мужа Поля в тонком исполнении Кассовица (актерский состав, кстати, превосходен даже в микроскопических ролях, не позволяющих опознать в титрах имена исполнителей). Так что некоторую часть экранного времени занимают попытки жены вернуть расположение супруга, которые он поначалу воспринимает как жестокую игру с непонятной ему целью.

Интересно и то, что из двух героинь – романтической Мари-1 и деловой Мари-2 – вторая присутствует на экране только внешне, а ее психологический портрет строится в зрительском воображении одновременно с тем, как героиня познает свою взрослую ипостась. Иными словами, Мари-1 борется с собственным отражением в глазах других – а это, согласитесь, весьма нетривиальный поворот замыленной темы. К чести для начинающего режиссера, исход этой борьбы он оставляет неопределенным. Сюжет закольцовывается: Мари снова засыпает в объятиях Поля, а кем проснется и что за этим последует – будет думать зритель.

"