Posted 11 января 2004,, 21:00

Published 11 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Достоевский из Кореи

Достоевский из Кореи

11 января 2004, 21:00
Картины «Береговая охрана» и «Весна, лето, осень, зима и снова весна…», которые на этой неделе выходят в российский прокат, необычны для модного в Европе и Америке режиссера Ким Ки Дука. В них он отказался от живописания насилия, сконцентрировавшись на вопросах морали и нравственности.

Ким Ки Дуку 43 года. Заниматься кино он начал в 36. Свой первый фильм – «Дикие звери» – о странной дружбе эмигрантов из Южной Кореи снял во Франции. В дебютной картине будущего любимца всех международных кинофестивалей снялись известные французские актеры Дени Лаван («Любовники с Нового моста») и Ришар Боринже («Повар, вор, его жена и ее любовник»). Уже во втором своем фильме – «Крокодил» (герой картины вымогает деньги у людей в обмен на трупы их родственников) – Ким Ки Дук обозначил свой индивидуальный киноязык, который будут ценить все международные критики и презирать соотечественники режиссера. Приехав в 2001 году на Московский фестиваль с фильмом «Реальный вымысел», Ким Ки Дук был искренне удивлен большому количеству своих поклонников и говорил, что в Корее его считают извращенцем и не воспринимают всерьез.

Почти все фильмы Ким Ки Дука рассказывают о насилии в разных формах. Его фантазия рождает такие изощренные способы убийств, которые не снились даже гестаповцам. Порой кино Ким Ки Дука физически невыносимо смотреть. Герои его самого известного фильма «Остров» (участник Венецианского и лауреат нескольких международных кинофестивалей) – неожиданно полюбившие друг друга девушка-проститутка, которая «искупает грехи» на необитаемом острове, и мужчина, который приехал туда, чтобы покончить с собой. Символ их чувств – рыболовные крючки, которыми она пытается выудить из себя внутренние органы через влагалище, а он – через рот. Несмотря на то, что после созерцания такой безудержной страсти надолго пропадает сон, покой и аппетит, «Остров» приходится признать не только Эверестом творчества Ким Ки Дука, но и одним из самых высокохудожественных и самых поэтических произведений современного мирового кино.

В фильмах Ким Ки Дука нет ничего от буржуазной глянцевой эстетики, почти все его герои – маргиналы, отбросы общества. Художник по образованию, Ким Ки Дук, каким-то непостижимым образом умеет превращать социальный мусор в завораживающую красоту.

Действие «Береговой охраны» – фильма, который на днях выходит на экраны Москвы, – снова происходит на острове. Но здесь уже нет никакого садомазохизма. Здесь – история преступления и наказания. Главный герой картины – солдат, который в каждом видит шпиона и однажды стреляет в гражданского. Это – единственное убийство в этой истории, построенной на душевных мучениях и потере рассудка человека, в котором не могут ужиться представления о военном долге и человеческом праве.

Героя в старости играет сам Ким Ки Дук. Недаром он сам 5 лет прослужил в береговой охране и рассказывал в одном из интервью, что этот морской пехотинец много лет снится ему по ночам. Береговая охрана получила приз международной кинокритики (ФИПРЕССИ) последнего Карлововарского кинофестиваля.

«Весна, лето, осень, зима и снова весна…» – история о двух монахах, которые живут в плавучей хижине на озере. Под влиянием старого монаха молодой познает власть зависти и одержимости, цену искупления, потерю невинности и любовь. Жизнь обоих в замкнутом пространстве не может вырваться и из круга желаний и страстей, свойственных любому мирянину. Ход времени не подвластен никому, одно время года всегда сменяется другим, молодость всегда сменяется старостью, за грехи всегда приходит расплата. И это не всегда смерть. Чаще всего это испытание жизнью. Похоже, одного из самых жестоких режиссеров скоро станут называть Достоевским мирового кино.

"