Posted 10 декабря 2006,, 21:00

Published 10 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:52

Updated 8 марта, 08:52

Синяя птица «Ленкома»

Синяя птица «Ленкома»

10 декабря 2006, 21:00
«Юноне и Авось» исполнилось 25 лет. Юбилейный спектакль самой известной советской рок-оперы был посвящен первому исполнителю роли графа Резанова – Николаю Караченцову. Артист присутствовал на спектакле «Ленкома» в качестве зрителя, а весь зрительный зал, стоя, приветствовал любимого актера. В юбилейном представлении уч

Выпуская 25 лет назад премьеру рок-оперы «Юнона и Авось», сочиненную поэтом Андреем Вознесенским и композитором Алексеем Рыбниковым, Марк Захаров вряд ли предполагал, что этот спектакль станет своеобразной «синей птицей» «Ленкома». Что за четверть века в стране вырастет несколько поколений людей, подцепивших театральный вирус после знакомства с историей любви Резанова и Кончиты. Что песня «Ты меня на рассвете разбудишь» будет звучать от Хабаровска до Ташкента. А любовь к театру, родившуюся тогда в зрительном зале «Ленкома», у многих не смогут остудить ни годы, ни опыт. Было бы любопытно провести социологический опрос московской публики, которая упорно продолжает ходить по театрам, невзирая ни на что. Уверена, большинство из них воспитано на спектаклях именно «Ленкома» и именно здесь получили первую «театральную инициацию».

Не загадывая так далеко вперед, Марк Захаров, однако, строил свой спектакль-корабль с отделкой и запасом прочности, рассчитанным на долгое плавание. Среди сегодняшних «поделок на час», заполонивших подмостки, постановки Марка Захарова часто воспринимаются примерно как резной буфет красного дерева рядом с пластиковой мебелью (та – на сезон, этот – на век).

Открывая юбилейный вечер, Захаров напомнил собравшимся, что «именно в «Юноне и Авось» на советской сцене был впервые поднят андреевский флаг и зазвучали православные церковные песнопения». Сейчас и флаг, и песнопения перестали быть подзапретной экзотикой. Ошеломительный напор спектакля-пионера (один из первых мюзиклов – шутка ли?) сменился обаянием «мастерски сработанной вещи». За четверть века устарели слова песен и политические намеки, но любовная история русского путешественника-авантюриста и прекрасной дочери губернатора Калифорнии абсолютно не потускнели. По-прежнему прекрасны декорации Олега Шейнциса: раскачивающийся над сценой золотой нос корабля, лестницы-ванты по бокам. Наклонная сценическая площадка придает особую рельефность мизансценам: первый танец графа и Кончиты, дуэль графа и жениха и обморочная сцена расставания героев. Многое из этого спектакля растащено на цитаты, вошло в обиход нашей театральной культуры. Но и за четверть века из спектакля не выветрилось то, что раньше называли «энергетикой», а теперь обозначают словом «драйв» (и мало что из последних премьер по мощи режиссерского драйва может быть поставлено рядом с этим долгожителем).

На юбилейный вечер мастер решил выпустить сразу несколько составов. Графа Николая Резанова пел и играл Виктор Рыков (на одну сцену его сменил Дмитрий Певцов). Партию Кончиты исполнили Алла Юганова, Анна Большова и в финале появилась первая исполнительница и создательница роли – Елена Шанина. Она и Александр Абдулов, вышедший в роли Человека, от театра на минуту повернули время вспять, дав почувствовать живое и легкое дыхание «первого состава».

Марк Захаров пообещал собравшимся, что через двадцать пять лет мы соберемся на 50-летие «Юноны». Честно говоря, похоже, никто из присутствующих против этой перспективы не возражал. Потрепанный в бурях, потерявший многих из своей команды корабль «Ленкома» по-прежнему на плаву, сохранил и мощь, и победоносность, и – главное – любовь Москвы.

"