Posted 10 декабря 2003,, 21:00

Published 10 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Франсис Вебер

Франсис Вебер

10 декабря 2003, 21:00
Французский кинорежиссер Франсис Вебер, автор знаменитой «Игрушки» и «Блондина в желтом ботинке», на днях прибыл в Москву, чтобы представить свою последнюю работу – фильм «Невезучие». Главные роли в этой комедии играют самые известные французские актеры Жерар Депардье и Жан Рено. О «секретах кухни» французской комедии

– Вы намеренно в своем новом фильме сделали Жерара Депардье идиотом?

– Да, это было сделано специально. Он просто много лет просил меня написать для него роль идиота. Жерар так и говорил мне: «Хочу сыграть чокнутого». И сценарий фильма «Невезучие» я писал в расчете на Депардье. К слову сказать, раньше в моих картинах подобные роли отводились Пьеру Ришару. Но нужен был не только умалишенный Депардье, нужен был Депардье настоящий. И роль настоящего Депардье играет Жан Рено.

– А Жану Рено вы сообщили об этом?

– Безусловно. Я поставил перед ним такую задачу. А он мне сказал: «Так, в следующем фильме, пожалуйста, сделай идиотом меня!»

– Вы напишете для него такую роль?

– Да, теперь я буду писать роли идиотов для всех французских актеров.

– В вашей картине говорится, что «за решеткой сидят зачастую нормальные, адекватные люди, а идиоты ходят по улице». Эта мысль была высказана еще когда-то Антоном Павловичем Чеховым в «Палате №6». Правильно ли я поняла вашу аллегорию: грань между адекватностью и помешательством зачастую не видна?

– Спасибо, что вы сравнили мою идею с чеховской, потому что Чехов, на мой взгляд, абсолютный гений. Да, именно эту мысль я хотел высказать. Иногда человек неумный, но одержимый одной идеей, каковым является герой Жерара Депардье, становится в какой-то момент гораздо более эффективным, чем человек умный, потому что у него есть цель. Кроме того, его не одолевает волнение, как человека умного, когда ему необходимо сделать выбор. Неумный просто идет вперед.

– В одном из эпизодов «Невезучих» герой Депардье прибегает в пункт обмена валюты, чтобы ограбить его, а там не оказывается евро. Есть валюта каких угодно стран: тугрики, рубли, доллары, а евро нет. И Жерар Депардье уходит из пункта обмена, так и не ограбив его, поскольку ему принципиально нужны только евро. Во Франции как нигде было много противников единой валюты. Ваш ход намеренный, вы активный сторонник Евросоюза?

– Честно говоря, в экономике и политике я ничего не понимаю. Я же комедиограф. Но мне кажется, что гораздо более практично для Европы иметь единую валюту. Когда я еду в Испанию или в Италию, то мне не нужно менять валюту. И это дико удобно!

– В вашей картине открытый финал. Означает ли это, что можно ожидать «Невезучих-2»?

– Вы совершенно правы – я намеренно оставил открытый конец. Пока не знаю, буду ли снимать продолжение именно этой истории, но мне хотелось оставить незавершенным путь этих двух героев. Для того чтобы была возможность продолжить их приключения. Может быть, и в другой картине….

– Довольно просто рассмешить зрителя всевозможными падениями на банановой кожуре или, например, переодеваниями мужчин в женские платья. Сложно заставить смеяться над умным, ироничным диалогом, в котором раскрываются характеры героев. В ваших фильмах удачно сочетается и то, и другое. Раскройте рецепт комедии от Франсиса Вебера.

– Мне кажется, что рецепт состоит в правильной дозировке «физически смешного» и «смешного в характерах». Дозировка должна быть очень-очень точной, ее нужно хорошо вымерять. Нельзя делать кино, состоящее только из смешных гэгов, пируэтов и банановых корок. Но также нельзя делать кино, которое было бы слишком болтливым.

– Режиссер комедии в этом смысле сродни кулинару. В таком случае вы – величайший кулинар мира.

– Да, для меня комедия – это самая настоящая кухня (далее говорит по-русски). Спасибо большое! Я вас тоже очень люблю.



Справка «НИ»

Франсис ВЕБЕР родился 28 июля 1937 года в пригороде Парижа Нейи-сюр-Сен. Бывший журналист, он написал несколько сценариев к сериалу Ива Робера о «Высоком блондине в черном ботинке» и искрометной пародии Филипа де Брока «Великолепный». Дебютировал как режиссер с фильмом «Игрушка» в 1976 году. Затем Вебер поставил еще несколько комедий, для которых придумал «сквозного» героя – почти мифологического простака, по наивности попадающего в жуткие передряги. Эта почти клоунская маска была написана им для Пьера Ришара. Очень часто в паре с ним снимался и Жерар Депардье: «Невезучие», «Папаши», «Беглецы». Попробовав себя в жанре приключений с элементами мистики («Ягуар»), в 1998 году Вебер вернулся к своему излюбленному жанру и собственноручно написал сценарий своего нового фильма – «Ужин с придурком». Фильм получил три премии «Сезар»: за сценарий, лучшую мужскую роль (Жак Вийере) и мужскую роль второго плана (Даниель Прево). В 2001 году режиссер выпустил новый фильм – «Хамелеон». В эти дни в Москве представляется последняя его работа – фильм «Невезучие» с Жаном Рено и Жераром Депардье в главной роли.

"