Posted 10 ноября 2014,, 21:00

Published 10 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:11

Updated 8 марта, 04:11

Талант невозможно унифицировать

Талант невозможно унифицировать

10 ноября 2014, 21:00
В начале ноября в Баку состоялась III Международная театральная конференция, организованная Министерством культуры и туризма Азербайждана и Союзом театральных деятелей республики. Главная тема форума – «Театральное искусство в системе ценностей мультикультурализма и универсализма».

Участие в Бакинской международной театральной конференции приняли более 140 делегатов из 47 стран, мероприятие было организовано в рамках масштабной госпрограммы развития азербайджанского театра, принятой на 2009-2019 годы.

Как рассказал «НИ» заместитель министра культуры и туризма Азербайджана Адалят Валиев: «Вы ведь знаете, что с одной стороны во всем мире идет глобализация, с другой стороны, повсюду возникают очаги войны. Что выберет человечество – мир или войну, белое или черное, любовь или ненависть? Люди ищут, если говорить языком поэзии, где правда, а где ложь, где свет, а где тьма. И можно сказать, что наша конференция помогает находить верные ответы на многие вопросы и пути решения многих проблем. Я считаю, что в Азербайджане мультикультурализм давным-давно существовал, ведь у нас наравне с азербайджанским театром есть русский, лезгинский и грузинский театры. В свое время был и армянский театр. Если вы были вчера на спектакле «Семь красавиц» по знаменитой поэме Низами, то видели, в каком прекрасном состоянии у нас после капитального ремонта и как хорошо технически оснащен сегодня Театр русской драмы».

Директор Азербайджанского государственного театра русской драмы Адалят Гаджиев в беседе с «НИ» сказал о том, что для него помимо научного и информативного очень важен практический аспект этой встречи с представителями театра из разных стран: «Так как мы русский театр, мы, естественно, смотрим в сторону России, у нас общий язык постановок и богатые исторические связи. В частности, на этой конференции мы познакомились с режиссером Андреем Сидельниковым из Санкт-Петербурга. Он посмотрел наши спектакли и теперь наверняка сможет что-то интересное предложить для нашей труппы, и я надеюсь, в 2015 году у нас с ним сложится продуктивная работа. Вот в чем, на мой взгляд, реальные плоды таких конференций».

Согласна с этой точкой зрения и театровед, руководитель грузинской секции международной Ассоциации театральных критиков Ирина Гогоберидзе. Она считает, что в первую очередь подобные события важны для расширения круга профессионального общения: для того, чтобы увидеть старых друзей и коллег и приобрести новых. Однако, по ее мнению, лучше на таких мероприятиях конкретно говорить о деле: о театре и его развитии: «Мультикультурализм доказал, что он может и будет существовать, еще при советской системе, когда соцреализмом хотели нивелировать абсолютно все национальные культуры. Получилось? Нет! Те, кто вливался во всеобщую струю «счастливой жизни», тот терял творческое начало, терял себя как личность. А те, кто был «резистантен», кто оказывал сопротивление этому процессу, те выжили, как творческие личности, и, главное, культура выжила. В преддверии встречи в Баку я открыла сборник 1989 года, изданный Европейским обществом культуры после симпозиума как раз на тему мультикультурализма. И абсолютно все крупные философы, в частности, Джузеппе Галассо, говорили тогда, что все ценное, что создавалось – создавалось национальной культурой, ее невозможно авторитарно нивелировать. Я говорила об этом сегодня в своем выступлении: там, где есть талант, где есть творчество, невозможна унификация. Никогда, скажем, Роберт Стуруа и Римас Туминас не смогут работать одинаково. И это замечательно. В процессе борьбы за выживание национальная культура научилась брать лучшее и огораживать себя от худшего. Только так и выжили».

За два дня, которые длилась конференция, с докладами выступили более пятидесяти представителей театрального сообщества разных стран. Индия и Иран, США и Франция, Нидерланды и Сингапур, Украина и Греция – и это далеко не полный перечень стран-участниц форума. Россию представили режиссеры Адольф Шапиро и Сергей Федотов, театроведы Марина Дмитревская и Эмилия Деменцова.

Польшу представлял выдающийся режиссер Кшиштоф Занусси. «Мы все сегодня сталкиваемся с новыми средствами передачи информации, но мне кажется, что театр имеет шанс выжить в этом мире, если сохранит саму суть своей идентичности. Не думаю, что какие-то спецэффекты придадут ему нечто невероятное. Главное, что театр – это место, где концентрируются чувства. Ни телевидение, ни Интернет не могут воплотить в себе и передать то живое слово, которое доносит до зрителя актер», – сказал режиссер.

"