Posted 10 ноября 2003,, 21:00

Published 10 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:51

Updated 8 марта, 09:51

Детская история

Детская история

10 ноября 2003, 21:00
Третьяковка попыталась взглянуть на историю по-детски свежим взглядом и собрала в своих стенах рисунки, созданные ребятней разных времен и народов. Задумка удалась, но выяснилось, что детей история не интересует: они любят рисовать природу, пап и мам.

Пообещав в предварительном анонсе показ всего спектра детских рисунков за сто лет, Третьяковка дала явный крен в 30-е годы. Дореволюционных работ в экспозиции нет, а «современность» кургузо ограничена 70-ми годами. Видимо, самим устроителям было интересней показать, как мальчик Коля Муханов аккуратненько вырисовывает лицо Иосифа Сталина, а потом с ошибками подписывает: «Главный секлетар ЦК». Или то, как Витя Никитин, современник Ильича, создает икону Ленина и только что построенный мавзолей. В этих рисунках художественного мастерства не больше, чем в школьных каракулях. Зато дышит эпоха. Взять, например, рисунок Владимира Ушакова (15 лет) 1947 года – «Развалины Успенского собора Киево-Печерской лавры». Вроде бы советский ребенок должен радоваться разрушенному очагу мракобесия, а он переживает и сочувствует.

Выстроить четкую концепцию устроителям не удалось. На выставке «ХХ век в рисунках детей» читалась единственная внятная идея – попытка сопоставить рисунки, собранные в различных частях земного шара; картинки из СССР и изобразительное творчество детей из других стран, даже таких экзотических, как Бангладеш или Иран. Но весь и фокус в том, что везде дети рисуют примерно одинаково и примерно одно и то же: природу и улицу, маму и папу. Не оказалось у детей никакой истории: школьник из Шри-Ланки, точно так же, как его сверстники из Абхазии и Болгарии, показывает уборку урожая. Разница только в цвете: у первого он чайно-коричневый, у второго – горно-синий, у третьего – перцово-красный. Все трагедии и войны ХХ века обошли выставку стороной. Будто бы и не рисовали их дети. В прошлом году в той же Третьяковке, например, был представлен проект «Рисунки детей Чечни», где и трагедия, и война, и современность звучали в каждом произведении. На этот раз ни одного военного рисунка. Вместо этого в центре зала стоит большая инсталляция Даниила Ганжинов «Интерактивный парк». На вид – совершенно мертвый макет. Но стоит включить его в сеть и поднести к отдельным его частям магнитную указку, эти части начинают сверкать, крутиться и издавать разные звуки. Как раз этого электричества и намагниченной указки не хватает и всей выставке.

"