Posted 10 октября 2004,, 20:00

Published 10 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Война органов

Война органов

10 октября 2004, 20:00
В новом сезоне Московский международный дом музыки собирается оспорить монополию Московской филармонии на органные концерты. На днях в ММДМ закончился монтаж и начались работы по настройке самого большого органа России, а через пару месяцев там пройдет Первый органный фестиваль. Тем временем филармония, чей орган до си

В последнее время любой москвич знал, что услышать настоящий акустический орган можно лишь в Концертном зале им. Чайковского, принадлежащем Московской филармонии. Почти все остальные органы столицы сегодня находятся в весьма плачевном состоянии. Даже в Большом зале Московской консерватории – лучшем с акустической точки зрения классическом зале страны – органные вечера давно уже не проводятся. С течением времени филармония в столице стала практически монополистом в этой сфере. Сегодня она имеет даже свой органный абонемент и известнейшего музыканта Гарри Гродберга в роли штатного органиста.

Похоже, Московский дом музыки, открывший на днях свой второй по счету концертный сезон, положит конец этой монополии. Его новый немецкий орган ценой 2 млн. 200 тысяч евро станет самым большим в России. Его высота – 14 метров, ширина – 10 метров, глубина – 3,5 метра, вес – 30 тонн.

Инструмент уже практически собран, и сейчас начинается его интонировка (настройка). Как рассказал в интервью «Новым Известиям» президент Дома музыки Владимир Спиваков, презентация (на языке специалистов – инаугурация) инструмента назначена на декабрь, и обновить его уже дал согласие один из самых известных музыкантов Европы – Жан Гийю. «Я познакомился с ним в Париже, когда играл в соборе, где он служит, – признался Спиваков. – Это, кстати, тот самый собор, где отпевали маму Моцарта и где в свое время играл легендарный композитор Сезар Франк». Кроме Гийю принять участие в Первом органном фестивале в ММДМ этой зимой приглашен еще целый ряд музыкантов России и других стран. Найти же штатного органиста с именем ММДМ еще предстоит – отечественные музыкальные вузы выпускают крайне мало специалистов данного профиля, из которых «молодыми звездами» сегодня назвать практически некого.

Как стало известно «Новым Известиям», тем временем Московская филармония не собирается сдавать свои главенствующие позиции в сфере органной музыки. Как рассказал в своем интервью нашей газете директор МГАФ Алексей Шалашов, в новом сезоне зал Чайковского также пригласил для своих органных вечеров ведущих музыкантов мира. Правда, о фестивале речь не идет. Для западных звезд впервые в истории филармонии открыт целый абонемент: «Органисты великих соборов». Среди гостей КЗЧ в этом году заявлены органисты собора Святого Петра в Риме, парижского Нотр-Дама и лондонского Вестминстерского аббатства. От этой конкуренции, похоже, выиграет слушатель, давно не слышавший такого количества звезд короля инструментов в Москве.



ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНА В РОССИИ

История появления органа в России связана с историей поселения здесь иностранцев лютеранского вероисповедания в середине XVI века. Первое упоминание о построенной в Москве лютеранской кирхе относится к 1576 году. К 1917 году в России, включая католическую и протестантскую Прибалтику, было около двух с половиной тысяч органов. Только в Санкт-Петербурге звучало девяносто инструментов.
Сегодня в России функционирует около ста органов. В Санкт-Петербурге и Москве осталось по 20–25 инструментов, включая совсем небольшие переносные органчики. Уникальных же инструментов, заслуживающих настоящего внимания, единицы. До сих пор в Москве их всего пять: в Большом зале консерватории, в Концертном зале имени П.И. Чайковского, в Музее музыкальной культуры имени Глинки, в церкви евангельских христиан-баптистов в Малом Трехсвятительском переулке и разобранный орган в лютеранском храме святых Петра и Павла в Старосадском переулке. Практически все органы нуждаются в реставрации. Самый большой орган России находится в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Он был установлен еще в 1959 году.

"