Posted 10 августа 2014,, 20:00

Published 10 августа 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:28

Updated 8 марта, 04:28

Апофеоз строптивых

Апофеоз строптивых

10 августа 2014, 20:00
Итоги балетного сезона, который в этом году закончился в начале августа, как всегда неоднозначны, но фраза «было много интересного» вполне подходит для его описания.

Балет Большого театра, как, впрочем, и его опера, уверенно ступал по пути разумного консерватизма. Исходя, видимо, из того, что на этой сцене не должно быть крутых экспериментов, новинки сезона выбирались так, чтоб никого не раздражать. Можно, конечно, вспомнить, что Новая сцена театра в свое время декларировалась именно как площадка для экспериментов. Но с тех пор много воды утекло, и нынче театр об этом не думает. Он, судя по всему, твердо намерен быть народным, в том смысле, что народ ходит на балет отдыхать, а не трудиться. Были переносы европейских блокбастеров («Марко Спада» и «Дама с камелиями»), было эксклюзивное «Укрощение строптивой». Но, несмотря на разность жанров (от драмы до комедии), все это спектакли для легкого понимания и мгновенного переживания. Сей факт отнюдь не исключает качества: Пьер Лакотт, автор «Марко Спада» – специалист по «старинным» балетам, «Марко Спада» он сделал как каскад мелочей из французского классического танца, а героиня – вообще дочь бандита, что придает зрелищу перчика. Джон Ноймайер («Дама с камелиями») – мастер сюжетных балетов с мелодраматическими чувствами. А Жан-Кристоф Майо («Укрощение строптивой») умеет взглянуть на танец глазами современного смешливого интеллектуала. В премьерных спектаклях много удачных актерских работ, в частности Дэвида Холберга, Ольги Смирновой, Евгении Образцовой, Семена Чудина, Игоря Цвирко, Екатерины Крысановой и Вячеслава Лантратова.

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко дал один короткий и два больших балета. «Восковые крылья» Иржи Килиана – еще один поучительный опыт соприкосновения с искусством великого европейского хореографа, стиль которого еще осваивать и осваивать. «Баядерка» и «Манон» – обращения к проверенной классике позапрошлого и прошлого веков. Увы, переделки, внесенные редактором Натальей Макаровой в «Баядерку», нельзя назвать удачными, да и балерины высокого класса, способной станцевать Никию без страха и упрека, в театре пока нет. Тут выручил великолепный Сергей Полунин (герой Солор), которому, правда, балет как профессия надоел, и оттого он к концу сезона из штатного премьера перевелся в приглашенные солисты театра. А в заимствованной в Англии «Манон» труппе Музыкального театра не хватило умения создавать полнокровную картинку: для исторического реализма мало надеть платье с фижмами или камзол с париком, нужно чувствовать себя органично в ролях скучающих аристократов или разбитных девиц XVIII века.

В прошедшем сезоне Москву посетили с гастролями две крупнейшие балетные труппы мира – Парижская опера и Королевский балет «Ковент-Гарден». «Пахита» из Парижа, «Манон» и тройчатка одноактных балетов из Лондона показали, что наши европейские конкуренты весьма сильны. Есть чему поучиться: у французов – чистоте танца, у англичан – точности, глубине и естественности сценического поведения. Прима Королевского балета Наталья Осипова, как и ведущий солист британской труппы Стивен МакРей, заставили многие зрительские сердца биться быстрее. Осипова (в паре с Иваном Васильевым) была, как всегда, выразительна и в проекте «Соло для двоих», где звездная пара представила три одноактных балета: кататься по полу они умеют так же ярко, как крутить пируэты.

Качественный продукт привез Балет Монте-Карло: в спектакле «Альтро канто» Жан-Кристоф Майо под музыку барокко поразмыслил «над женской частью в характере мужчины и над мужской частью в характере женщины». Менее удачными были гастроли Шотландского балета: уровень труппы оказался средним, хотя полупародийную «Сильфиду», перенесенную в современную Шотландию, гости станцевали с огоньком: это для них все равно что русским играть спектакль о Колобке.

С современным танцем дело обстояло не так чтобы очень, хотя все увиденное было познавательно, а кое-что – и интересно. Те же шотландцы привезли вечер своих хореографов, показавший: с умелыми создателями танца проблемы везде, они (создатели) наперечет. Чеховский театральный фестиваль дал возможность увидеть «Неподвижный поток» – детище своеобразно мыслящего Рассела Малифанта, который идет не от музыки, а от световой партитуры. Фестиваль современного танца Dance Inversion привез компании издалека – из Бразилии, Новой Зеландии и Австралии, но ничем особым не потряс. «Золотая маска» организовала гастроли L.A. Dance Project и Atomos британского хореографа Уэйна МакГрегора, а также House израильской компании L-E-V. Тут важна панорама событий: что нынче считается мейнстримом. Фестиваль «Контекст», организованный «Гоголь-центром» и Дианой Вишневой, – один из немногих проектов, где пытаются стимулировать молодых (и не очень молодых) российских хореографов, предоставляя им возможность делать новые работы. А те, кто любит жгучие приметы современности на сцене, не без интереса посмотрели современное «Лебединое озеро» в версии шведской танцевальной труппы BOUNCE. Одетта тут проститутка, «сидящая на игле», принц – скучающий юноша из приличной семьи, жаждущий новых ощущений, а Ротбарт – сутенер и торговец зельем. Впрочем, финал вполне моралистический: Лебедь гибнет, но проституция и наркомафия отступают. Будем надеяться, что не только на сцене.

"