Posted 10 августа 2006,, 20:00
Published 10 августа 2006,, 20:00
Modified 8 марта, 02:24
Updated 8 марта, 02:24
– «Этот поезд в огне, и нам некуда больше бежать». Эта песня актуальна сегодня?
– Нет. Эта песня была написана в 88-м году и была актуальна в то время.
– Хорошо, а как вы оцениваете ситуацию сегодня?
– Блестяще. Все живые.
– Я вас видела как-то по телевизору. Вы прогуливались с министром внутренних дел.
– Я с ним не прогуливался. Он любезно угостил меня чашкой кофе. Двумя чашками. И рассказал мне, как обстоят дела внутри России.
– Это не входит в противоречие с вашими строчками: «Я видел генералов, они пьют и едят нашу кровь»?
– Я противоречия тут не вижу. Что может быть плохого в том, что министр внутренних дел поговорил со мной о внутренних делах России?
– Это ответ истинного буддиста. Но не ответ хиппи, с которыми было связано ваше раннее творчество.
– Хиппи отвернулись от нас еще в конце 80-х. Потому что мы слушали панк-рок.
– Вы дружите с Егором Летовым?
– Я с ним не знаком.
– Как? Вы бывали в золотом Катманду и не знакомы с Егором Летовым?
– В Катманду я его не встречал. Наверное, мы ходили по разным улицам.
– Тогда о каком панк-роке идет речь?
– Мы слушали первоисточники.
– Например?
– «Секс Пистолз».
– С каким чувством вы сейчас слушаете ваши ранние альбомы?
– Я их не слушаю. Но когда мне по какой-то причине это удается, я обращаю внимание на технические огрехи, наслаждаюсь музыкой и тем, как мы это сделали в то время.
– Без всякой ностальгии?
– Ностальгия бывает только у людей, которым в 17 лет девушки давали, а в 40 уже не дают.
– Кстати, о девушках. В ваших ранних песнях вы называете их сестрами, но утверждаете, что в каждой из них должна быть змея. Как сочетаются сестры и змеи?
– Каждая конкретная песня требует своих слов. Чувства за этими песнями не меняются. И потом, я не помню, чтобы я когда-нибудь называл девушек змеями. Это не в моем характере. «У каждой женщины должна быть змея» – здесь оценки женщин, заметьте, нет никакой.
– Не хотите же вы сказать, что вы имели в виду ручного питона!
– Я не знаю, что я имел в виду. И я не вправе навязывать свою точку зрения. Но никакого суждения по поводу женщин здесь нет.
– Известно, что вы буддист… Чем вас заинтересовала эта религия? Стремление избавиться от страданий?
– У меня нет желания избавиться от страданий, поскольку это, безусловно, не в моей власти. Есть определенные вещи, которые мне в жизни мешают. От них я с удовольствием избавлюсь. Может быть, это уменьшит количество страданий. Может быть, нет, потому что количество страданий зависит не совсем от меня. А идея буддизма мне была просто интересна.
– С чего все началось?
– Я прочитал книжку «Открытие алмазного пути». Я подумал: «Ни хрена себе! Я тоже хочу это увидеть». Это было в 93-м году, мне было тридцать девять лет.
– То есть все ваши явно буддистские вещи раннего периода были написаны интуитивно?
– Значит, я такой изначально. У меня был сильный интерес к индуизму, дзен-буддизму, даосизму, православию, к европейской мистической традиции. И кое-что из этого я читал.
– И, прочитав эту…
– …провокационную книжку весной, летом я уже встретился с автором книги. И в ноябре уже был в Катманду. Я предпочитаю пробовать из первых рук.
– Общались с ламами?
– И с ламами общался, и сидел на всех церемониях, и просто ходил по Катманду как турист. Получил массу удовольствия.
– После этой поездки ваше сознание как-то изменилось?
– Не было никакого изменения сознания. Я просто ознакомился с еще одной техникой работы с сознанием, которую с тех пор, по мере своих сил, применяю.
– Помимо Катманду, вы ездили на Соловки. Что дает вам такое совмещение двух древних мировых религий?
– У меня контрвопрос. Когда англичане называют дерево «tree», а мы называем его «деревом», это разные деревья или одно и то же? Если мусульмане называют Бога Аллахом, а мы называем его Господь, что от этого меняется?
– То есть о причинах, по которым вы интересуетесь двумя великими религиями, говорить не хотите?
– Почему? Я говорю вам от всего сердца и пытаюсь развеять ваше заблуждение! В чем разница между двумя великими религиями? В чем?
– В именовании Бога. И верхних пределов.
– У Бога нет пределов. Теперь все называют это по-тибетски, мы называем это по-русски.
– Еще в возрасте религий.
– Какая разница? Мы хотим, чтобы сегодняшний концерт состоялся? Тогда нам нужно заканчивать интервью.
– У вас очень сложно брать интервью.
– Это потому что я говорю правду...
СПРАВКА
Рок-музыкант Борис ГРЕБЕНЩИКОВ родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В 1974 году окончил факультет прикладной математики Ленинградского государственного университета. В июле 1972 года вместе со школьным приятелем Анатолием Гуницким создал группу «Аквариум». Широкую известность группе и ее лидеру принесло выступление на рок-фестивале в Тбилиси в 1980 году, после которого Гребенщикова уволили с работы и выгнали из комсомола. С открытием в Ленинграде рок-клуба принимал активное участие в его деятельности. В дискографии коллектива около 30 альбомов, не считая сольных записей и ряда его проектов, не связанных с «Аквариумом». Снялся в нескольких художественных фильмах, самые известные из которых «Асса» (1987), «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (1989), «Два капитана – 2» (1992). С 2005 года делает цикл передач для «Радио России» под названием «Аэростат» «о разной музыке, которая меняла мир и продолжает менять его и по сей день».