Posted 10 августа 2005,, 20:00

Published 10 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:30

Updated 8 марта, 09:30

Новый «Александр» и другие

10 августа 2005, 20:00
Завтра откроется Выборгский фестиваль «Окно в Европу»,считающийся самым представительным форумом национального кино после «Кинотавра». Кроме полутора десятков кинопремьер, здесь представят «неполити-зированный» проект фильма «Александр Невский» и устроят театрализованное представление «Прибытие поезда» в честь 110-лети

В сравнении с другими отечественными кинофорумами Выборгский менее пафосен, более разнообразен (помимо игрового кино, в его конкурсах представлены документалистика и анимация) и более труден для отборщиков. «Окно в Европу» открывается всего на два с половиной месяца позже своего основного конкурента – «Кинотавра», поэтому всегда есть риск, что за столь короткое время может не набраться нужного количества новых качественных картин, чтобы заполнить ими конкурс, и отборщикам придется брать все, что дают. К счастью, в последние годы эта головная боль не столь мучительна, как десять лет назад, когда российское кинопроизводство таяло на глазах, и «Окно» оказывалось не столько фестивалем, сколько «неделей российского кино в Выборге», на которой демонстрировались уже отсмотренные и оцененные прессой картины. Сейчас российское кинопроизводство подбирается к знаковой цифре 100 полнометражных игровых фильмов в год, и набрать из них 30 пригодных для двух национальных фестивальных программ гораздо легче.

За 13 лет существования Выборгский кинофестиваль вписался в старый финский город с причудливыми памятниками архитектуры, создал атмосферу, которая для некоторых режиссеров и их картин оказывается предпочтительнее сочинской («Кинотавр»). Под низким пасмурным северным небом гораздо лучше, чем под южным солнцем, смотрятся камерные ленты, проникнутые мотивами увядания и смерти. Не зря ведь именно в Выборге очень хорошо приняли «Небо. Самолет. Девушку» Веры Сторожевой и «Богиню» Ренаты Литвиновой, да и «Удаленный доступ» Светланы Проскуриной был бы уместнее вблизи Балтийского, а не Черного моря.

Впрочем, и в сочинском, и в выборгском конкурсах нынешнего года достаточно уже виденных специалистами картин. И если этим летом в Сочи потерявших невинность и «засвеченных» картин было 9 из 17 (т.е. чуть больше половины), то в Выборге их будет 7 из 14 (ровно половина). Будут представлены «Итальянец» Андрея Кравчука, «На Верхней Масловке» Константина Худякова, «Дура» Максима Коростышевского, «Апокриф: музыка для Петра и Павла» Аделя аль Хадада, «Греческие каникулы» Веры Сторожевой, «Танцуют все» Павла Пархоменко и «SOS» Ипполита А. Поскольку все они, за исключением недавно вышедшей в прокат «Дуры», еще не были освещены в СМИ, Выборгскому фестивалю предстоит открыть для них счет в прессе. Равно как и для семерки абсолютно свежих фильмов, из которых с особым интересом ожидаются «Солдатский декамерон» Андрея Прошкина, «Не хлебом единым» Станислава Говорухина, «Коля – перекати поле» Николая Досталя. Каким будет этот счет – гамбургским или чисто выборгским, покажет лишь время.

В рамках фестиваля состоится презентация нескольких новых кинопроектов. В частности, известный продюсер Игорь Каленов расскажет о замысле исторического блокбастера «Александр Невский», который, как предполагается, должен дать менее плакатный образ полководца и его времени, чем тот, который по заказу Сталина был создан Эйзенштейном в его классической картине. Для терпеливых любителей пения и музыки Борис Айрапетян покажет свой 2,5-часовой фильм-оперу «Норма». 14 августа в городской библиотеке пройдет «круглый стол», посвященный 110-летию кинематографа, после чего состоится театрализованное представление «Прибытие поезда» со звездами российского кино и народным гулянием. Итоги фестиваля, как обычно, будут оглашены в Выборгском замке при свете факелов 19 августа.

"