Posted 10 июля 2013,, 20:00

Published 10 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:02

Updated 8 марта, 05:02

Сильные позиции слабого пола

Сильные позиции слабого пола

10 июля 2013, 20:00
Главный приз вологодского фестиваля молодого европейского кино Voices, завершившегося во вторник, присужден картине «Длинные светлые дни» Наны Эквтимишвили и Симона Гросса. Призы за лучшие актерские работы получили Катаржина Квятковска, сыгравшая в «Женском дне» Марии Садовской, и Ларс Миккельсен, исполнивший главную р

К слову, жюри не сочло возможным присудить предусмотренный регламентом приз за лучшую режиссерскую работу, а вместо этого призвало молодых кинематографистов быть смелее, не следовать никаким правилам и оставаться самими собой. Иными словами, судьи указали на слабость конкурсной программы, в которой, как было сказано в первом репортаже из Вологды (см. «НИ» от 9 июля 2013 года), нашлось всего три картины, заслуживающие поощрения, – и все они так или иначе были отмечены.

«Длинные светлые дни» (Грузия–Германия–Франция) – достоверно снятая история взросления двух 14-летних подруг в ожесточенной атмосфере после распада Советского Союза и начала грузино-абхазской войны. У одной девочки отец сидит в тюрьме, у другой – пьет и непрестанно ругается с матерью. Чтобы вырваться из семьи, она сдуру выходит замуж за приблатненного парня, который давно положил на нее глаз. И когда после долгой отлучки возвращается ее любимый, происходит трагедия. Не все в картине выстроено, кое-что лишь намечено, хотя должно быть прописано, но в целом это тонкая и эмоционально убедительная работа.

Весьма любопытен «Женский день» (Польша) – основанная на многих действительных случаях социально-психологическая драма, закрученная около главной героини. Ее повышают в должности и назначают директором одного из супермаркетов большой сети продуктовых магазинов, работниц которой нещадно эксплуатируют и незаконно увольняют. Сначала она принимает правила этой бессовестной игры, но, когда и ее выставляют вон, да еще с клеймом в трудовой книжке, заручается поддержкой других уволенных и начинает победоносную войну против системы, не стесняющейся в средствах усмирения непокорных. В этом остром фильме слышны отзвуки «Человека из железа» Анджея Вайды, хотя героиня «Женского дня» сделана из более податливого, но упругого материала. В связи с этим стоит вспомнить, что год назад и в России – впервые за 20 лет частного предпринимательства – появился фильм о борьбе рабочих с капиталистами за свои права, взывающий к солидарности, «За Маркса» Светланы Басковой.

Кстати, если учесть, что в Польше недавно вышел «Супермаркет», в котором покупателя насмерть забивают придравшиеся к нему охранники, польские магазины могут показаться опасными и для посетителей. Но это такая же неотъемлемая от жанра условность, как то, что в «черных» криминальных фильмах вроде «Майора» полиция только тем и занимается, что фальсифицирует дела и пытает людей; что в фильмах о мафии нет ни одного заведения, куда бы она ни проникла, а в ужастиках – ни одного безопасного уголка. Такие это жанры: кому не нравится, может отойти в сторонку. А если кто-то жаждет «позитива», пусть снимает позитивное кино на позитивную пленку.

"