Posted 10 июля 2012,, 20:00

Published 10 июля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:25

Updated 8 марта, 05:25

Как я провел «Прошлым летом в Чулимске»

Как я провел «Прошлым летом в Чулимске»

10 июля 2012, 20:00
Под занавес сезона в МХТ имени Чехова выпустили сразу две премьеры по пьесам 1970-х: «Год, когда я не родился» по Виктору Розову и «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова. Эти драматурги у Олега Табакова – в числе любимых, поэтому желание Сергея Пускепалиса поставить «Чулимск» он сразу поддержал. Тем более что

«Прошлым летом в Чулимске» на Малой сцене МХТ – это попытка Пускепалиса прочитать Вампилова по-новому, уже с позиции 10-летнего опыта, и уйти от ощущения, что чего-то недопонял, недосказал. На главную роль он позвал своего сокурсника по ГИТИСу Никиту Зверева, который когда-то играл в его дипломном спектакле, а потом стал актером «Табакерки» и вот уже несколько сезонов служит в МХТ. Его герой, следователь Шаманов, приезжает из большого города в таежный поселок, откуда молодежь бежит сломя голову, а те, кто остался, часто выпивают, ругаются до хрипоты и кое-как мирятся с неустроенным бытом. Не хочет мириться только 18-летняя Валентина, девочка с задорными хвостиками и в совсем коротком детском платье. По 10 раз на дню она чинит палисадник, через который ходят все, кому не лень. Подойти к столовой, где она подает чай и котлеты, можно и по-другому, по-людски, но все предпочитают идти напролом. И тем не менее юная официантка, которую по очереди играют две недавние выпускницы Школы-студии МХАТ Яна Гладких и Нина Гусева, не сдается. Она продолжает восстанавливать сломанный штакетник и мечтает, что на этом самом месте рассадит маки. Хотя уже с первых минут зрителю понятно, что это несбыточная мечта – утопия, о чем сценография Алексея Вотякова говорит напрямую. По всей сцене разлита вода, так что актеры вынуждены передвигаться по этой заводи в резиновых сапогах и прыгать по деревянным мосткам, как зайцы деда Мазая. И, в общем, нет никаких сомнений, что эта вода никуда не уйдет, а будет только прибывать, и маки здесь цвести не будут. Но то упорство, с которым Валентина держится за свою мечту, вызывает симпатию.

Называть это можно как угодно. Юношеский максимализм? Вероятно. Наивная вера в то, что людей можно переделать? Скорее всего. Но главное – это внутреннее стремление к лучшей жизни, точнее, к своим представлениям о ней. Валентина понимает, что если ничего не менять на тех 10 метрах, которыми ее жизнь ограничена, то со временем она «протухнет», как застоявшаяся вода. Поэтому ее на первый взгляд бессмысленные и безуспешные попытки хоть немного улучшить то, что есть, на самом деле не лишены смысла. По большому счету это попытки изменить свою судьбу, направить ее «вектор» в сторону идеала. И чувство, которое Валентина испытывает к Шаманову, – первое, сильное – ее к этому идеалу приближает. Оно помогает не «погрузиться с головой» в убожество чулимского быта и «не срастись» с местом, у которого только одна перспектива – окончательно уйти под воду.

Любовь – это, в общем, единственный способ выжить, тот спасательный круг, за который хватаются все: и местная аптекарша Кашкина (Юлия Чебакова), для которой отношения с Шамановым – последний шанс найти свое женское счастье, и взрывной, упертый Пашка (Игорь Хрипунов), готовый заполучить Валентину любой ценой, и несуразный бухгалтер Мечеткин (Станислав Дужников), твердо решивший жениться. Вписался в этот ряд и следователь Шаманов (Никита Зверев), который полюбил, возможно, впервые в жизни. В Чулимск он приехал сломленным и подавленным, с единственным желанием – выйти на пенсию. Но неожиданно понял, что еще может сохранить себя прежнего, вернуть уверенность в правоте своего дела и участвовать в жизни. Эта перемена наметилась благодаря влюбленной девочке, о которой он теперь думает беспрерывно: с раннего утра, которым начинается спектакль, и до позднего вечера. Погруженный в себя и загруженный тяжелыми мыслями, Шаманов вдруг просыпается. Он мечется, ищет Валентину полночи и находит со словами «значит, Бог существует». Но любовь ему, как и всем остальным, не дается. Валентину «ломают», как ее палисадник, – грубо и быстро.

Для режиссера Пускепалиса история прошлого лета в Чулимске – это клубок туго переплетенных чувств и тревожных ожиданий. Это история людей, у которых нет ничего, кроме возможности строить личные отношения. В маленьком поселке, отрезанном от мира водой и бескрайней тайгой, только тем и спасаются. Правда, есть еще две альтернативы – уехать в город или тихо спиваться, отмахиваясь от комаров. Но в спектакле Пускепалиса все заняты делами сердечными. Несмотря на то что вампиловские герои многое не проговаривают и «выносят за скобки», не находя подходящих слов, актеры МХТ подчеркивают их открытость. Они всегда готовы к «откровенным и обоюдоострым» разговорам и не скрывают своих эмоций. Даже если о чем-то пытаются умолчать, у них все написано на лице. Пускепалиса интересовала именно эта, эмоциональная, составляющая истории. Поэтому неизбежно на первый план вышли две героини: «ветеран любви» Кашкина и «новобранец» Валентина, совсем юная и неопытная. А Шаманова они вытеснили на второй план. Кризис, который он переживает, не добившись правосудия и осознав, что «человека можно запугать», тоже уходит «под воду», как и застойные 1970-е, о которых напоминает только советское радио. В общем, советского прошлого как такового в спектакле нет, как нет и политических аллюзий, увязанных с российским настоящим. Но есть очень узнаваемые выяснения отношений. И зрители скептически вздыхают: «Сериал...», но по ходу спектакля не раз замирают и в финале кричат: «Браво!» Сергей Пускепалис поставил искренний и простой спектакль, очень понятный по мысли: в условиях, когда жизнь не открывает никаких перспектив, люди цепляются за любую, даже минимальную возможность наполнить ее смыслом.

"