Posted 10 июля 2011,, 20:00

Published 10 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:09

Updated 8 марта, 06:09

Недорогие сябры

Недорогие сябры

10 июля 2011, 20:00
В Витебске в минувшую пятницу в присутствии президента Белоруссии Александра Лукашенко в 20-й раз открылся «Славянский базар». Из-за девальвации белорусского рубля, по слухам, пришлось отказаться от ряда исполнителей. Однако по составу участников этого не скажешь – Патрисия Каас, Дидье Маруани, традиционные Валерий Лео

Белорусские рубли накануне фестиваля обесценились вдвое, и, пока одна часть горожан наслаждается колоритными ярмарками и разнокалиберными уличными музыкантами, некоторые несознательные граждане толпятся у обменников. Валюты в банках нет вообще (ее сразу же сметают), в отпуск в какую-нибудь Турцию не уехать, и вся надежда на падких на низкие белорусские цены гостей фестиваля. У обменника возле главной площадки «Славянского базара» – Летнего амфитеатра – корреспондент «НИ» заметил в очереди местных граждан с флажками России (стало быть, купит рубли) и Евросоюза (купит евро). Американские доллары ценятся на белорусском черном рынке больше всего (на 20 процентов дороже), но людей с флажками США не было: очевидно, они бы тут смотрелись слишком двусмысленно. Но и без них слоган «Все флаги в гости к нам» приобрел в этом году в Витебске весьма причудливые формы.

Вообще-то «Славянский базар» открылся за пару дней до официального открытия: в город c сольным концертом пожаловала группа Space во главе с Дидье Маруани. По большому счету, западное представительство в лице Space и Патрисии Каас (она всего лишь спела пару песен и уехала) – это для витебского феста неплохо и относительно бюджетно. По весне французскую группу Space реанимировали в России под 50-летие полета Гагарина в космос. Но это как раз показатель ее невостребованности: за последние десятилетия (!) Маруани не написал ни одной сколь-нибудь значащей композиции. Его «заказное» творение «Гагарину ура» больше похоже на ужас, летящий на крыльях ночи, чем на те гениальные «инструменталки», которые он писал в 1970-х.

В день, когда Дидье Маруани играл сольник (в основном под фонограмму), в Витебске в большом количестве появились люди в штатском с рациями и наушниками. Перед президентским визитом это вполне объяснимо, но в этом году в Белоруссии как-то особенно чувствуется внутреннее напряжение. В Витебске, как и в других областных центрах и в столице, проходят задержания людей за «молчаливые» или «аплодирующие» акции протеста, а по городу ездит мрачный грузовик, знакомый по минским роликам на YouTube, в который бросают тех, кто молчит не в том месте и не в то время.

Самая популярная шутка в этом году накануне «Славянского базара» – о том, можно ли теперь аплодировать. Для белорусов шутка перестает быть шуткой, когда накануне открытия на поле рядом с Летним амфитеатром притормаживают несколько автобусов с людьми крепкого телосложения в штатском, которые сначала выстраиваются в шеренгу, а затем рассредоточиваются по залу. В общем, понятно, что это часть мероприятий по охране первого лица, но кто-то из белорусских журналистов на полном серьезе был в замешательстве: то ли «заметут» за то, что хлопаешь, то ли за то, что не хлопаешь. И пока Батька в своей речи (кстати, не такой «воинственной», как в прошлом году) не пожелал участникам в том числе «бурных аплодисментов», двусмысленность сохранялась. Всяческих политических непоняток добавил тот факт, что в этом году не прозвучало приветствие от российского руководства. От Украины выступил посол, а от России не было ни слова. Пока этот факт в Витебске никак не объясняют: все ждут визита министра культуры Александра Авдеева.

В творческой части – свои интриги. В программе «Славянского базара» – герои скандальных хроник последних недель. Надежда Кадышева, стойко держащая оборону от вероломно нападающей на нее Надежды Бабкиной, спела на открытии две песни. Валерий Меладзе, которому в России грозят уголовным делом за вторничный инцидент с фотожурналисткой, здесь даст сольный концерт и примет участие в церемонии закрытия. Впрочем, какие-то комментарии вряд ли последуют.

Михаил Турецкий («Хор Турецкого») на пресс-конференции в числе прочего говорил о том, что на Западе никто не может занять нишу, в которой уже работает кто-то из известных артистов. У нас же – запросто. Сам Турецкий стал внешне очень похож на Николая Фоменко, а, скажем, Стас Пьеха – на Олега Газманова в молодости. Играть в ассоциации можно было не только в части внешних данных. Юлия Савичева как будто копировала Лару Фабиан, Валерий Леонтьев – Майкла Джексона, и даже кто-то из белорусских «юных талантов» пытался быть Григорием Лепсом.

В музыкальной программе откровений пока ждать не приходится. Это объяснимо: открытие – наполовину протокольно-статусное, наполовину телесъемочное мероприятие. Такое ощущение, что в Белоруссии сформирован своеобразный «музыкально-патриотический пул», не слишком интересный с точки зрения искусства. Это и «Сябры» с очередным крайне тягучим творением про родимый край. То же относится к минскому («государственному») составу ансамбля «Песняры», который явно не дотягивает до мулявинского уровня, но при этом появляется по любому случаю. Участница «Евровидения» от Белоруссии Анастасия Винникова исполнила песню I Love Belarus. Президенту Лукашенко эта песня нравится, но разница в музыкальном уровне, скажем, с победившим азербайджанским дуэтом «Эл и Ники», вышедшим следом, была очевидна. Азербайджанцев, кстати, после победы на «Евровидении» стали активно двигать на постсоветском пространстве, но триумфально их не принимают нигде: так было на премии «Муз-ТВ» в Москве, так вышло и в Витебске.

Леонтьев, вышедший в образе Майкла Джексона, на второй песне «Маргарита» перевоплотился скорее в Воланда. Валерий Яковлевич еще в прошлом году жаловался в закулисье «Славянского базара» на то, что все эти перья и песни ему порядком надоели. По слухам, давать концерты Леонтьева упрашивает его менеджмент.

Основная часть артистов на открытии выступили традиционно: Дима Билан скакал, Потап и Настя прикалывались, Николай Басков собирал цветы. «Гвоздем» церемонии стал «Хор Турецкого». Мужчины с хорошо поставленными низкими и высокими голосами спели цоевскую «Звезду по имени Солнце». Это, наверное, единственное, что осталось на фестивале от рока, который здесь теперь не в чести. Цой в исполнении Турецкого – пока, пожалуй, главное открытие музыкальной части «Базара». А вот второй проект Михаила – женский коллектив «Сопрано 10» – не дотянул до уровня мужского. Голоса хорошие, пиара много, но харизмы не хватает. Песню «Ромашки спрятались» группа «Матрёха» на фестивале «Дикая мята» исполнила, к огорчению господина Турецкого, если не лучше, то уж точно интереснее.

Театральная программа в этом году тоже достаточно насыщена. В Витебск приезжают с разными проектами (в основном, увы, антрепризными) Екатерина Васильева, Вера Сотникова, Даниил Спиваковский, Евгения Добровольская. Но будет и театр Виктюка... Пока же здесь выступил один из ведущих театров Минска – имени Янки Купалы – со спектаклем на белорусском языке «Пинская шляхта». Отличная работа минской труппы не обошлась без политических аллюзий. Зрители, словно в 1960-е в Москве, с упоением аплодировали исполнителю роли жандарма. Пьеса отнюдь не «крамольная», это национальная классика (автор – Дунин-Марцинкевич), но ее могут разобрать на цитаты как белорусы, так и россияне: «Параграф такой-то... Согласно указу государя императора это теперь уголовное преступление... У Сибирь! У Сибирь!», «Не плачь, мальчик, все равно ты уже каторжник», «Всем за то, что не видели драку, по рублю штрафа», «Державу не обманешь»...

Фестиваль в самом разгаре. «Теневым» открытием может стать, например, сегодняшнее шоу барабанов. К сольным концертам, помимо Меладзе, готовятся Авраам Руссо, Елена Ваенга, Ренат Ибрагимов, Любовь Успенская. А в рамках кинопрограммы витебскую публику ожидает фильм Дмитрия Месхиева «Человек у окна» с Юрием Стояновым в главной роли. Но даже те местные жители, кто не ходит на фестивальные мероприятия, кажется, перестали чувствовать себя лишними в родном городе: кордонов меньше, а ярмарок, уличных музыкантов и всяческого колорита заметно больше, чем в прошлые годы.

"