Posted 10 июля 2007,, 20:00

Published 10 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:35

Updated 8 марта, 08:35

Песни славянки

Песни славянки

10 июля 2007, 20:00
За шестнадцать лет существования фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» стал раскрученным брендом. Выставка достижений культуры (в основном массовой) стран славянских и им сочувствующих – яркая витрина Белоруссии и символ негасимой дружбы трех восточнославянских народов, безнадежно похожих и бесконечно разных

В последние годы многие дипломанты и призеры молодежного конкурса «Славянского базара» стали делать хорошую карьеру, раскручиваясь через музыкальные реалити-шоу и «Евровидение». Достаточно напомнить, что Руслана за 10 лет до своего триумфа впервые «выстрелила» именно здесь.

Последние несколько лет витебский конкурс радует крепким и ровным составом участников. Уже на середине первого дня голосования публика и журналисты заметили, что члены жюри (председатель – российский композитор Ким Брейтбург) как-то очень уж снисходительны к участникам из славянских стран и не балуют высокими оценками другие страны. Похоже на такой странный принцип: вот, товарищи из Азии, у вас есть «Голос Азии», там вы свое и получите, у прибалтийских талантов Евросоюз под боком, мол, что вам наш славянский конкурс? Нет, открыто так, конечно, никто не говорит. Тем более что отбор по национальному признаку означал бы смерть для таких конкурсов. Необходимо видовое разнообразие: репертуара, вокальных школ и т.д. Но в данном конкурсе побеждают (точнее сказать, «победа присуждается») в основном выходцам из России, Украины и Белоруссии, и это получается чисто статистически: от наших стран участвуют по два участника. От России в этом году пели Родион Роус, ученик некогда хорошо известной прекрасной околоджазовой певицы Ирины Отиевой, и Ксения Коламбацкая. Оценены наши таланты были неплохо – 146 и 149 баллов соответственно, но в число лидеров в этом году не попали. Максимальное число баллов набрала украинка Наталья Краснянская. Чуть не дотянули до победы белорус Георгий Колдун (брат «того самого» Колдуна с «Евровидения») и певица Нушка из Словении.

Фото: ДМИТРИЙ КОРОБЕЙНИКОВ

Не сказать, чтобы россияне были лучше всех. Коламбацкая, правда, во второй день представила очевидно выигрышный номер – песню «Этой ярмарки краски» (в 80-е в Польше ее прославила Марыля Родович, а в СССР –

Валерий Леонтьев). Выигрышно, конечно, но… Те, кому не повезло со славянскими корнями, как раз были поинтереснее. Очень хорошо спел итальянец Гуэрино Папа – приятный тембр, «фирменная» подача, и вообще он произвел впечатление сложившегося артиста. Такой же мощной профессионалкой оказалась Нино Дзоценидзе из Грузии. Но по баллам эти ребята вперед не вырвались. Как и представители азиатских республик. К примеру, Асема из Киргизии получила всего 117 баллов, Талгат Жоробаев из Казахстана – 127, столько же набрал представитель Узбекистана Джамик Джаз, при том, что пел вообще замечательно (но не джаз).

Однако «Славянский базар» – это далеко не только конкурс молодых исполнителей. Сюда из года в год приезжает едва ли не половина российской эстрады. Некоторые ехидные люди называют «Славянку» «днем сурка»: артисты-де одни и те же. Особенно это заметно по главному аттракциону – сольному концерту большой звезды эстрады (в этом году такой звездой был Валерий Леонтьев). Старинная наша эстрада (фанерная по преимуществу) – то, что заставляет эстетов морщиться. Но организаторы говорят, что именно попса позволяет зарабатывать фестивалю деньги, которые идут на его «оборотную» сторону – выставки, детские конкурсы, приезды мастеров ремесел.

На днях исполнилось 120 лет Марку Шагалу, уроженцу Витебска. По сему поводу прошли выставки в его музее, и мастера вспоминали по любому поводу все, включая натурально Михаила Шемякина. Художник Шемякин, которого на пресс-конференции кто-то назвал «мировой знаменитостью», от этой обоснованной и лестной оценки попытался отбиться. Слишком-де много у нас мировых знаменитостей, «тут все всемирно известные, даже Алла Борисовна Пугачева, которую если где в мире и знают, то только в Америке на Брайтоне, а в остальной Америке не знают, да и не захотят узнать». До сих пор Шемякин спокойно и откровенно рассказывает про свое пьянство, сложные отношения со многими деятелями культуры. Книга Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет» – ложь про него. Эдуард Лимонов для него – «писатель одной книги», которому дела нет до политики, он просто «хочет быть кем-то». «Лимон на меня написал пасквиль, потому что я ему сломал челюсть. За дело сломал, кстати». Так Михаил невольно процитировал диалог милиционера и Данилы из «Брата-2»: «За что задержанных избил?» – «За дело. Плеер верни!»

За последние годы отношение местных к празднику несколько изменилось. «Поначалу, конечно, это все было интересно: хождения всю ночь, концерты, но сейчас, за полтора десятка лет, люди уже стали уставать от фестиваля. Многие на эти дни уезжают на дачу, в другие города, в отпуск», – поделилась с «НИ» администратор одного из ресторанов Витебска.

Немудрено, что сенсацией программы этого года стала Патрисия Каас. Звезда, записавшая пару хитов в конце 80-х (Mon mec a moi, Mademoiselle chante le blues), здесь воспринимается как просто передовой край высокого искусства – ее любят и помнят. Она – богиня. В Москве концерты Каас прошли года три назад, если не ошибаюсь, без особой помпы. Мадемуазель перемещается по Витебску с маленькой собачкой по имени Текила, такой страшненькой, вертлявой «овечкой», каких почему-то очень любят женщины средних лет и высоких доходов.

«Когда Текила остается одна? Ну, когда я на сцене или когда я в постели с мужчиной, – разоткровенничалась Каас в Белоруссии. – Мужчины, знаете ли, такое не очень любят…» А какой мужчина должен быть рядом с ней? Идеал сложился: «Умный, с чувством юмора».– «С деньгами?» – «Да, мужчина должен зарабатывать больше меня, но только потому, что ему самому так будет комфортнее. Мужчины очень амбициозны, для них это все крайне важно». – «Главный мужчина в жизни?» – «Только не Ален Делон! Господи, о нас с Аленом так много было написано в прессе!.. Это странно – мы давно общаемся, мы большие друзья, но не более. Ален – очень интересный человек. И очень одинокий. Он предпочитает быть один, наедине с собой».

"