Posted 10 июня 2014,, 20:00

Published 10 июня 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:09

Updated 8 марта, 04:09

О Принце-сироте и Золушке-сиротке

О Принце-сироте и Золушке-сиротке

10 июня 2014, 20:00
Мечта о зрительном зале, куда приходят бабушки и внуки, папы и дочки и даже прабабушки со своими правнуками, похоже, завладела театральными умами. Самые «взрослые» театры срочно обзаводятся спектаклями для семейного просмотра. Явным лидером тренда стал театр «Практика», включивший в афишу спектакли, адресованные самым

Французский драматург и режиссер Жоэль Помра несколько лет назад выпустил в парижском «Одеоне» премьеру по мотивам сказки Шарля Перро, и спектакль до сих пор стоит в репертуаре театра, а пьеса вошла в список школьной литературы. Как и его соотечественник-сказочник Шарль Перро, режиссер решительно отказывается признавать сказки детским жанром. Перро писал свои подперченные долей скабрезности сказки для посетителей светских салонов. Жоэль Помра адресует свои спектакли современным интеллектуалам, знающим толк в психоанализе и психотерапии. В его «Красной Шапочке» главным действующим лицом становилась… мама Шапочки – деловая женщина, которой некогда заниматься своим ребенком; Серый Волк же не столько мечтал полакомиться человечинкой, сколько лишить девушку самого дорогого сокровища, что, разумеется, ему с блеском удавалось.

В «Золушке» Помра исходным событием стала смерть матерей Золушки и Принца. Сиротство главных героев (обычно остающееся за скобками сказочной истории) для Жоэля Помра стало главным смысловым условием сюжета.

Спектакль Марфы Горвиц начинает Рассказчик Алексей Розин (он же Фея-крестная), он делится историей очень юной девочки, у которой долго болела мама, а перед смертью говорила так тихо, что девочка плохо расслышала ее последнее пожелание.

Но поверила, что если думать о маме каждые пять минут, то она не умрет окончательно. Поэтому очень юная девушка – Надежда Лумпова – надела на руку часы-будильник, чтобы они напоминали о маме, собрала мамины платья и в любую свою фразу стала вставлять напоминания:

«мама любила», «мама не любила», «у мамы хорошо получалось» и т.д.

Эти сироткины напоминания и ее будильник очень злят женщину, на которой собирается жениться отец Золушки, и смешат двух ее дочек. Но Золушка не унимается. Мачеха пытается нагрузить глупую девчонку тяжелой работой – Золушка все задания воспринимает с энтузиазмом. «Я такая плохая, что это поможет мне стать лучше»… Она собирает и хоронит умерших птиц, чистит канализацию, заменяет в доме уборщицу. Мачеха наряжает ее в ошейник и корсет для исправления осанки. Но и корсет не умеряет искупительного энтузиазма падчерицы. И все так же звонко звучит будильник, напоминая о дочернем долге. Мрачные взгляды на жизнь, особенно на жизнь детскую (недаром остроумцы зовут его театр театром «детской скорби»), сочетаются у Помра с юмором и легкостью в подаче самых тяжелых вопросов. Марфа Горвиц и ее команда прекрасно ловят этот двойственный стиль: когда все вроде играется понарошку, а переживается вполне всерьез.

Фея – мужчина с бородой, но его сострадание к Золушке – самое неподдельное. Эта фея дымит электронной сигаретой, все понимает, но вот волшебство ей (или ему?) дается с трудом. В первый раз после колдовских пассов Золушка появляется в каком-то невообразимом прикиде вместо бального наряда. Во второй – превращенная в пушистую овечку. Но фея не унывает. Очаровательная Мачеха (Катерина Васильева) искренне чувствует себя такой юной-юной и все еще ждущей своего принца. Рядом с не по годам взрослой и несчастной Золушкой именно она кажется младшей и глупенькой, полной иллюзий, взятых прямиком из Шарля Перро… Услышав, что Принц заинтересовался юной девушкой на балу, и теперь ее разыскивает Король, Мачеха ни на секунду не сомневается, что предмет чувств Принца – именно она… Появившись во дворце, она изо всех сил пытается понравиться робкому испуганному мальчику, а когда это не удается, то бьется в самой настоящей истерике: пропала жизнь!

Камертон спектакля и его главное открытие – Золушка – Надежда Лумпова. Девочка-воробушек, взъерошенный, нахохлившийся, готовый ринуться на любого противника, чтобы спасти главное – свои представления о правильном и неправильном в этой жизни. Услышав, что от Принца вот уже десять лет скрывают смерть матери и что он каждый день ждет ее телефонного звонка, Золушка буквально задыхается от негодования и боли. И встретившись с Принцем, с полуфразы объясняет его непростительное заблуждение. Это объяснение – одна из самых трогательных сцен спектакля: два подростка-воробышка говорят о своих мамах и о своем одиночестве, пытаясь подбодрить и утешить собеседника. Расставаясь с Золушкой, Принц дарит ей на память свой ботинок…

Во времена Шарля Перро еще верили, что в сказке возможен счастливый финал: веселая свадьба, долгая и счастливая жизнь и смерть в один день… Помра дает своим героям возможность долгой дружбы, с перепиской и телефонными разговорами. А в качестве сказочного бонуса Золушке удается еще раз услышать и на этот раз хорошо расслышать предсмертное напутствие матери: будь счастливой, а когда тебе будет грустно – вспоминай обо мне…

"