Posted 10 мая 2010,, 20:00

Published 10 мая 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:55

Updated 8 марта, 06:55

Вспышка балета

Вспышка балета

10 мая 2010, 20:00
Компания современного балета «Комплекшнс» была основана в 1994 году двумя танцовщиками – Дуайтом Роденом и Дезмондом Ричардсоном. Первый стал в новом театре хореографом, второй – премьером. В Москву привезли три балета Родена – «Милосердие», «Вспышки гнева» и «Восхождение». Коллектив из США изначально культивировал лоз

Роден не только делает спектакли (поставил более 60 балетов для своей труппы), но трудится хореографом в цирке, в кино и шоу-бизнесе. Ему многим обязаны Ленни Кравиц, Принц и Патрик Суэйзи. Ричардсон, один из лучших танцовщиков США, прославился как актер мюзиклов и кинохита «Чикаго», соучастник клипов Майкла Джексона и Мадонны, партнер Дианы Вишневой в проекте «Красота в движении».

Гастрольные спектакли снабжены красивыми словесными анонсами в программке. «Милосердие», сочиненное на афроамериканские спиричуэлс и госпелы, названо «эпической работой, дающей обобщенные образы страсти и доброжелательной терпимости», которым противостоит некая не менее обобщенная агрессия. Перечислены даже чувства, которые должен увидеть зритель – это «мольба, негодование, прощение, изящество и жалость». Упомянутые эмоции Роден представляет как пробеги по сцене со сверхзвуковой скоростью вкупе с головокружительными поддержками, причем исполнители успевают еще воздевать глаза и руки к небу, молитвенно складывать ладони на груди и многократно выносить на сцену черные пластиковые ведра, используемые как партнеры в танцах. А игра юбками у танцовщиц оттеняет неоднократные мужские стойки на голове.

«Вспышки гнева» танцуют под Баха в современной аранжировке, и пляс про «неконтролируемые эмоциональные импульсы» назван «высоковольтным». Клиповая нарезка эпизодов, похоже, отражает идею цейтнота, когда человеку, что называется, не вздохнуть, не охнуть, а пресловутый конфликт толпы и личности, прощупываемый в этом бессюжетном балете, оборачивается все теми же скоростными метаниями. На этом торжественная часть программы заканчивается и начинается эстрадное «Восхождение» с хитами группы U2. Артисты надевают на тела распахнутые ярко-красные рубашки. Осветители врубают переменчивый «дискотечный» свет. И под записанные в фонограмме восторги поклонников рвется к успеху типовой финальный продукт многих гастрольных показов, в которых сначала подпустят «серьезного» философского тумана, но закончат обязательно на оптимистической ноте.

Постановки Дуайта Родена всегда отличались эротичностью.

Преамбулы балетов не обязательно читать – как показал просмотр, они значения не имеют: хореография такова, что прилагаемые тексты, как и названия, можно произвольно поменять местами. Нет, Роден достаточно изобретателен, даже иной раз слишком – в его балетах необычайно высокая пластическая «плотность», движения поставлены буквально взахлеб, и поток хореографического сознания так силен, что не всегда считается и с музыкальным размером, и с характером музыки. Танцы в буквальном смысле лихо закручены – для описания балетных па, показанных американцами, весьма подходят выражения «правой ногой через левое плечо» или «финт ушами». Да и неутомимые танцовщики «Комплекшнс» двигаются так, словно перед показом выпили сильный возбудитель. Но эта бурная деятельность напоминает паровоз, все топливо которого уходит исключительно в свисток. Роден роскошно избыточен в сочинении танцев в каждый конкретный момент – и скуден в конечном впечатлении. Действие у него непрерывно мчится, но при этом топчется на месте. Чрезмерная интенсивность заставляет желать пауз, но их раз, два и обчелся. Даже пресловутая эротика, которую многие считают фирменным знаком «Комплекшнс», куда-то исчезла, утонув в тотальной гонке. Получается хорошо организованная акробатическая аэробика. Фантазия Родена и впрямь соответствует упомянутому выше девизу не привязываться к канонам. Она вообще не отсылает ни к чему, кроме механического драйва.

В итоге впечатление от гастролей двойственное. Невозможно не оценить работу исполнителей, особенно Ричардсона. Немолодой уже танцовщик c пластикой леопарда исполнил соло, в котором легко закладывал крутые пластические виражи, причем в отличие от хореографа, не скупился на нюансы. Но сами балеты таковы, что заявленные милосердия, вспышки гнева и восхождения сливаются в единое неразличимое целое. И вспоминается фраза Игоря Моисеева: «В одну краску красят только забор. Художник делает оттенки».

"