Posted 10 мая 2005,, 20:00

Published 10 мая 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Австрийский глобус

Австрийский глобус

10 мая 2005, 20:00
В Вене открылся крупнейший театральный фестиваль мира – Winner Festwochen. В течение полутора месяцев в австрийской столице будут показаны спектакли самых известных режиссеров мира, среди которых Питер Брук и Петер Цадек, Кристоф Марталер и Люк Персеваль, Люк Бонди и Франк Касторф. Россию в Вене представит постановка н

С тех пор как художественное руководство Венским фестивалем принял известный режиссер Люк Бонди, австрийская столица все увереннее претендует на звание театральной столицы мира (по крайней мере на период май – июнь). Отобранные лично Бонди и его командой постановки признанных мастеров современного театра соседствуют с экспериментами авангардистов, а классика мирно уживается с экзотикой новых групп и направлений. Сам Люк Бонди представлен в фестивальной афише двумя операми: «Гераклом» Генделя и «Жюли» Филипа Бусманса (по мотивам пьесы Августа Стриндберга «Фрекен Жюли»).

Говорить об общей теме такого масштабного и разнохарактерного форума довольно рискованно, но, кажется, одной из самых важных станет тема будущего Европы, которое современные мастера режиссуры видят довольно безрадостным.

Одним из первых спектаклей фестиваля станет постановка Питера Брука – «Тьерно Бокар». Великий патриарх театра обратился на этот раз к миру африканской деревни первой половины ХХ века и там среди детей природы пытается обрести необходимые и остродефицитные для сегодняшнего человека чувства – любви, нежности, веры. Для литовского режиссера Римаса Туминаса экзотическое место действия пьесы «Мадагаскар» стало поводом для размышлений о проблемах и страхах независимой Литвы. А героями спектакля «Долгая жизнь» латвийского режиссера Алвиса Херманиса станут рижские ветераны-коммунисты. Действие спектакля протекает в коммунальной квартире, куда приходят эмиссары ЕС, приехавшие в страну накануне ее вступления в Евросоюз.

Наиболее представительная часть программы Венского фестиваля – спектакли немецких режиссеров. Классик немецкого театра Петер Цадек покажет свою версию мрачной «Пляски смерти» Августа Стриндберга. Авангардист и визионер Кристоф Марталер будет представлен двумя работами: постановкой классической «Смерти Дантона» Георга Бюхнера и представлением «Защита от будущего», которое будет сыграно в заброшенном здании бывшей больницы. Главный креативщик Германии Франк Касторф покажет свои вариации на темы Федора Достоевского – «Преступление и наказание». Из русских авторов на фестивале будет представлен Антон Павлович Чехов. Из Венгрии приедет «Чайка». А бельгиец Люк Персеваль продемонстрирует в «Дяде Ване» свое видение «жестокого Чехова».

Россию на Венском фестивале будет представлять спектакль «Двойное непостоянство» Пьера Мариво новосибирского театра «Глобус», признанный на прошлой «Золотой маске» лучшим спектаклем малой формы. Режиссер Дмитрий Черняков создал элегантную вариацию на темы «кружения сердца». Постановщик нашел удачный сценический эквивалент «лабораторной пьесе», где персонажи ставят увлекательный эксперимент, пытаясь искусственно заразить любовью. За прозрачным стеклом воссоздан стерильный сказочный двор-аквариум, где Принц влюблен в пастушку Сильвию и хочет отвлечь ее от жениха Арлекина, а придворная дама Фламиния должна увлечь Арлекина, чтобы он позабыл невесту. Мариво заканчивает пьесу счастливым финалом соединения двух пар. У Дмитрия Чернякова после удачно проведенного эксперимента авторы полностью теряют интерес к своим подопытным кроликам – Сильвии и Арлекину. Напрасно они мечутся среди чужих и равнодушных людей, напрасно хватают за рукав она – принца, он – Сильвию. Опыт закончен. Деловитые молодые люди разбирают павильон, скатывают ковер, уносят мягкую мебель. И тогда в отчаянии Арлекин запускает башмаком в зрительный зал. Бьется стеклянная перегородка, гаснет свет. Грация шахматной партии с логически просчитанными ходами взрывается этим финальным режиссерским ударом, переводя спектакль в иную смысловую плоскость. Блестящий и элегантный спектакль из Новосибирска, разумеется, вряд ли позволит венцам узнать нечто новое о проблемах нашей страны, но он станет убедительной демонстрацией уровня и возможностей русской театральной школы.

"