Posted 10 апреля 2012,, 20:00

Published 10 апреля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:44

Updated 8 марта, 05:44

Жизнь с кистью в руках

Жизнь с кистью в руках

10 апреля 2012, 20:00
В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка Михаила Нестерова, посвященная 150-летию со дня рождения одного из крупнейших русских художников XIX – начала XX века. Две сотни живописных и графических работ размещены по хронологически-тематическому принципу, дополнены архивными материалами (письмами, фотографиями, и

Творчество Нестерова стоит в русской живописи особняком: неоднозначное и самобытное, оно не вписывалось в удобные каноны ни до, ни после октябрьской смуты. «Лучший советский портретист» (как окрестили Нестерова в СССР) был ровно настолько же подозрительно религиозен для эпохи первых пятилеток, как вольнодумен и либерален для традиционного православия.

Михаил Нестеров родился в Уфе в семье интеллигентной и глубоко верующей. Красота природы, ее живая звучащая плоть будили воображение одаренного мальчика, имеющего неплохие творческие задатки. Московское училище ваяния и зодчества, разочарование в петербургской Академии художеств, смерть любимого преподавателя Василия Перова, звание «свободного художника» (1885 год), а позже – «классного», получение Большой серебряной медали (1886) – поверхностный срез биографии художника. Сам Нестеров считал, что художником его сделала потеря горячо любимой жены. Молодая женщина подарила ему дочь и угасла через несколько дней после родов. «Было тогда воскресенье, – позднее вспоминал Михаил Васильевич, – Троицын день, ясный, солнечный. В церкви шла служба, а рядом, в деревянном домике, прощалась с жизнью, со мной, со своей Олечкой моя Маша. Я был тут и видел, как минута за минутой приближалась смерть».

Дыхание неизбежности, неуловимой и неотвратимой, найдет отражение во многих полотнах художника. В живописи Нестерова возникнет образ девушки с «несбывшейся судьбой», вариация которого представлена в экспозиции выставки этюдом ко второму варианту картины «Христова невеста» – «Девушка-нижегородка». Черты незабвенной Маши (умершей жены) – в ускользающем образе «царевны» – героини одноименного полотна 1887 года и в целом ряде других произведений.

«Преподобный Сергий Радонежский», 1899 г.

Проникновенность и сочувствие отличают все без исключения работы, посвященные женской судьбе и доле. В их числе «Зимой в скиту», «Думы», «Сестры», «Великий постриг». Участием и состраданием пронизана картина «За Волгой» – напыщенный гордый ухарь и печальная девушка с неброскими цветами в расслабленных пальцах в ожидании разрыва…

Выставка масштабна и разделена на несколько блоков: студенческие работы и монументалистика, эскизы росписей церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители, портреты, пейзажи, размышления о «русской душе» и полотна религиозно-философской тематики (в том числе программная «Святая Русь») – отображают «жизнь в искусстве» Михаила Нестерова от первых шагов до последнего вздоха. И наглядно иллюстрируют его собственные слова: «Жил я своим художеством и, худо ли, хорошо ли, прожил жизнь с кистью в руке».

"