Posted 10 апреля 2006,, 20:00

Published 10 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:11

Updated 8 марта, 09:11

Очень много свинца

Очень много свинца

10 апреля 2006, 20:00
Сенсационное сообщение пришло из Европы: все органы в соборах и концертных залах стран – членов Евросоюза могут замолчать. С июля этого года вступает в силу Директива ЕС, которая запрещает использовать «электрические механизмы», если они содержат в своем составе более 0,1 процента свинца.

Свинец составляет половину сплава, из которого сделаны трубы «короля музыкальных инструментов», так как обладает особыми свойствами в отражении звука, придавая ему глубину и силу. А поскольку воздух в современный орган подается электромотором, то весь инструмент объявлен «электрическим механизмом» и тем самым подпадает под жесткие нормы Еврокомиссии.

Решение это настолько абсурдно, что вызвало недоумение у профессионалов. На просьбу «Новых Известий» прокомментировать поступившее сообщение мастер-хранитель органа Московской консерватории Наталья Малина отреагировала весьма эмоционально: «Это бред какой-то!» Дело в том, что напрямую электромотор и органные трубы, состоящие из свинцово-оловянного сплава, никак не соприкасаются. Мотор просто нагнетает воздух, который проходит через трубы при исполнении музыкальных произведений. «Во всяком случае, мне, – продолжала Наталья Владимировна, – неизвестно, чтобы кто-то из органистов заболел или умер по причине отравления парами свинца. Конечно, специальных исследований не проводилось, но если бы при игре на органе действительно выделялось значительное количество свинца, то Европа уже давно была бы им отравлена!»

Тем более что ядовит не столько сам свинец, сколько его окись. Но с этим сталкиваются не исполнители и тем более не публика, а мастера-реставраторы старинных инструментов. Приходилось с этим иметь дело и самой Наталье Малиной. Но для этого существуют такие прозаические вещи, как жесткие нормы техники безопасности (работать в маске, тщательно удалять пыль с одежды и тела, пить молоко и т.д.).

По преданиям, воздух в первые органы Московской консерватории нагнетался с помощью лошадей, которые трудились в подвальных помещениях «храма музыки», но лошади вряд ли вдохновят современных хранителей инструментов. Возвращаться во времена античности и раннего средневековья, когда воздух в трубы нагнетался силой падающей воды, европейцам тем более не хочется (хотя регулярно повторяющиеся наводнения в Европе дают повод рассмотреть данный вариант).

Одним словом, до абсурда можно довести все. Даже благие порывы. Но если все же директива вступит в силу, то мы можем от этого выиграть – концертирующие исполнители обратят свои взоры на Россию, а за ними потянутся и их поклонники. В этом случае нам обеспечен «органный ренессанс».

Но если серьезно, то орган занимает слишком большое место в жизни европейского общества. Невозможно себе представить без божественных звуков этого инструмента не только концертной, но и религиозной жизни современной Европы. Поэтому с трудом верится, что Старый Свет останется без органов.

"