Posted 11 марта 2019,, 15:38

Published 11 марта 2019,, 15:38

Modified 7 марта, 16:26

Updated 7 марта, 16:26

"Выставка года": Третьяковская галерея откроет ретроспективу Ильи Репина

"Выставка года": Третьяковская галерея откроет ретроспективу Ильи Репина

11 марта 2019, 15:38
Экспозиция на трех этажах самых крупных выставочных залов Третьяковской̆ галереи продемонстрирует произведения мастера, созданные с 1870-х по конец 1920-х годов, и охватит более 50 лет творчества Репина. Генеральным спонсором выставки стал банк ВТБ.

Помимо хрестоматийных картин, известных всем с детства по школьным учебникам («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» и других), Третьяковка покажет малоизвестные произведения, которые станут открытием для московской публики.

Организаторы подчеркивают, что задача выставки - не только наиболее полно представить наследие Репина, но и предложить зрителю современную интерпретацию его творчества. Ведь предыдущая крупная выставка мастера прошла в Третьяковской галерее в 1994 году. С тех пор искусствознание существенно ушло вперед, сформировалась иная оптика, другой взгляд на произведения Репина, на разные этапы и направления его деятельности. Да и каждое новое поколение зрителей находит в искусстве Репина нечто свое, открытое его времени и мировосприятию.

Репин прожил долгую жизнь. Он родился в военном поселении Чугуев, недалеко от Харькова, во время правления Николая I, а умер в Финляндии, в своем доме в Куоккале, за три года до прихода национал-социалистов к власти в Германии.

Репин был не только живописцем, но также рисовальщиком и гравером, скульптором и литератором, даже архитектором. Он работал в разных жанрах — был признанным мастером бытовых сцен, автором картин на исторические и евангельские сюжеты, а также портретов, создавал пейзажи и натюрморты.

Произведения, собранные на выставке, продемонстрируют разнообразие интересов и методов работы художника. Экспозиция будет строиться по хронологическому принципу, который позволяет представить весь творческий путь художника. Она включит 14 разделов: «Академия художеств. 1864–1872», «Пенсионер Академии художеств в Европе. 1873–1876», «Крестный ход. 1877–1924», «Смех и танец. Энергия жизни», «Народническая серия. Вторая половина 1870-х – 1892», «Евангельские и житийные сюжеты. 1880–1890-е», «Портрет. 1870–1880-е», «Предчувствие революции. 1900–1910-е», «Лев Толстой. 1887–1909», «Портрет второй половины 1880-х – 1890-е», «Судьба творческой личности», «Пенаты. 1903–1918», «В эмиграции. 1920-е», «Исследования».

Самое популярное у зрителей полотно Репина — «Запорожцы…» (1880–1891, ГРМ). Большая «хоровая» картина привлекает публику остроумно выстроенной композицией, многоцветной живописью, колоритными персонажами. В ней художник восхищается жизнелюбием и энергией «рыцарей XVII века». Монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1901–1903, ГРМ), написанное по официальному заказу, демонстрирует высочайший уровень мастерства художника...

К какому сюжету ни обращался бы художник, в центре его внимания всегда был человек. Жанр портрета стал одним из главных в творчестве мастера. Он являлся своего рода лабораторией для наблюдений за человеческими типами и «фундаментом репинского метода изображения всего вообще» (М.М. Алленов). Репин глубоко погружался в анализ психологии персонажей: отца и сына, сына и матери, палача и жертвы, священника и узника, чиновника и простого мужика... В экспозиции представлены шедевры творчества Репина: многочисленные портреты Л.Н. Толстого, портрет М.П. Мусоргского (1881, ГТГ), актрисы П.А. Стрепетовой (1882, ГТГ), адвоката В.Д. Спасовича (1891, ГРМ), дочерей художника («Осенний букет» (1892), «Стрекоза» (1884), оба — ГТГ), баронессы В.И. Икскуль фон Гильденбандт (1889, ГТГ), графини Н.П. Головиной (1896, ГРМ), А.Ф. Керенского (1917–1918, Государственный центральный музей современной истории России).

Организаторы показа постарались включить в экспозицию значительный корпус работ позднего периода, созданных после 1903 года, когда Репин обосновался в Пенатах, ставших после 1918-го территорией Финляндии. Наиболее важные из них — привезенные из чешских собраний «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона» (1877–1924, Галерея современного искусства в Градец-Кралове), «Автопортрет за работой» (1915, Национальная галерея Праги). Всего в состав выставки будет около 40 картин позднего периода творчества мастера.

«Как ни велик Репин-живописец, но перед некоторыми из его рисунков не знаешь, не выше ли еще стоит Репин-рисовальщик», — писал И.Э. Грабарь, один из лучших знатоков творчества художника. Цель графического раздела выставки — представить зрителю Репина как выдающегося мастера рисунка. Графическая часть экспозиции состоит из двух разделов.

В разделе «Исследования» представят результаты комплексных технико-технологических исследований произведений Репина, проводившихся в преддверии открытия выставки. Здесь же - документальные материалы об истории реставрации картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и современным состоянием картины.

Ретроспектива Ильи Репина в Третьяковской галерее откроет серию выставок, посвященных 175-летию со дня рождения художника, которые пройдут в 2019–2020 году в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Пти-Пале в Париже и в Художественном музее Атенеум в Хельсинки. Этот международный проект призван не только акцентировать значение творчества Репина для отечественной культуры, но и подчеркнуть важность наследия мастера для европейского искусства в целом.

Выставка будет открыта для публики с 16 марта по 18 августа 2019 года.

"