Posted 10 марта 2014,, 20:00

Published 10 марта 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:37

Updated 8 марта, 04:37

«Ваше благородие, госпожа разлука…»

«Ваше благородие, госпожа разлука…»

10 марта 2014, 20:00
7 марта не стало Анатолия Борисовича Кузнецова – знаменитого актера, сыгравшего роль товарища Сухова в фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Гражданская панихида по Кузнецову пройдет 13 марта в 12.00 в Доме кино Союза кинематографистов России. Актер будет похоронен на Новодевичьем кладбище. Анатолий Кузнецов

– Анатолий Борисович, вы в основном актер кинематографа. Как складывались отношения с театром?

– Будучи студентом, во время летних каникул перед четвертым курсом я снялся в первой своей картине «Опасные тропы», хотя руководство училища не разрешало студентам сниматься – считали, что кинематограф портит молодых актеров, которые еще не успели обрести необходимые силу и знания. После окончания Школы-студии МХАТ я был приглашен сразу в два фильма – «Гость с Кубани» и «За витриной универмага». А в то время существовала система распределения – после окончания учебного заведения молодой специалист должен был три года отработать там, куда его направят. И мне нужно было уезжать. Директором «Мосфильма» в то время был Иван Пырьев, человек очень решительный и самостоятельный. Он дал телеграмму в министерство культуры, в которой написал, что Кузнецов никуда не поедет, потому что утвержден на две главные роли. И я остался. После этого последовали еще предложения о съемках, несколько лет я был вольным художником. Когда ты молод, полон сил и здоровья, о пенсии не думаешь. Но в какой-то момент у меня появилась мысль о необходимости, что называется, прибиться к какому-то берегу. Я обратился в Театр киноактера. Меня приняли в труппу и сразу же включили в спектакль по повести Калинина «Суровое поле». Моими партнерами были Владимир Дружинников и Нонна Мордюкова – она играла мою маму. Потом снова был большой период исключительно съемок. А потом наступило время так называемых антреприз. Еще задолго до современных антреприз сын Марка Прудкина Владимир, режиссер по образованию, организовал арт-центр и в один из спектаклей пригласил меня. Это была комедия положений по пьесе французского автора Жана-Поля Пуаре. Я выходил на сцену с моими партнершами по кинематографу Натальей Фатеевой и Валентиной Малявиной. Мы успешно гастролировали по стране, играя по два спектакля за вечер. Конечно, график напряженный, но по молодости усталости не чувствуешь. А несколькими годами раньше мне посчастливилось играть в спектакле по рассказам Василия Шукшина вместе с Наташей Крачковской, Ларисой Лужиной и Валентином Голубенко. Шесть рассказов, а связующим звеном между ними выступал сам режиссер. Он выходил на сцену, пока мы переодевались для следующего действия, и рассказывал о жизни и творчестве Василия Макаровича. Играя за один вечер шесть разных человеческих характеров, я получал колоссальное удовольствие. Мы много поколесили по стране с этой постановкой, выезжали и за рубеж.

– Вы были продюсером фильма «Райское яблочко», опыт получился удачным?

– Очень удачным. Картина шла на многих телевизионных каналах России. Будет ли она еще где-то появляться? Я человек довольно суеверный, поэтому не хочу загадывать. Фильм был снят по пьесе прекрасного драматурга Эмиля Брагинского «Лакейские игры». В ролях были заняты Наталья Гундарева, Олег Янковский, Ольга Волкова. Без ложной скромности могу сказать, что картина получилась очень хорошей. В свое время Станиславский сказал, что скромная застенчивость – это хорошо, но нужно обладать некоторым нахалином. Он говорил это применительно к актерам, но мне думается, что данные слова справедливы и по отношению к продюсерам.

– Читая сценарий, можно предугадать, получится из него всенародно любимый фильм или нет?

– Насчет всенародно любимого… не знаю, как это можно предугадать. Вообще, предугадывать сложно. Если я залпом прочитываю сценарий от первой и до последней строчки, для меня это верный признак, что что-то получится. А если я почитал, потом отложил, попил чайку, потом вспомнил, что у меня лежит сценарий, еще немного почитал… Значит, на съемках будет скучно и придется что-то придумывать, как-то обогащать его. Но нельзя забывать, что кино – это синтетическое искусство. На площадке есть режиссер со своими вкусами, взглядами, тем, как он трактует картину, есть партнеры, композитор, кинооператор… От всех них зависит результат в целом. Если в киногруппе хорошее взаимопонимание, все работают единой командой, то можно надеяться на успех. Самое главное – не думать о том, получится ли шедевр, а полностью отдаваться работе, жить жизнью героев. Тогда-то и придет успех. А когда изначально есть расчет, то, как правило, ничего хорошего не получается.

– С кем из актеров и актрис вам комфортнее всего работалось?

– С теми, кто не зазнается. Зазнайство – это самое ужасное актерское качество. На площадке все в одинаковом положении, и не имеет значения, молодой ты актер или имеющий звания и регалии. Мы все делаем одно дело. Ведь сцену, которая написана на двоих или троих, ты один не сыграешь, какой бы заслуженный ты ни был. Нужно находить общий язык, идти с открытой душой на контакт, слушать и слышать друг друга. В таком случае на площадке возникает что-то замечательное, живое, настоящее... Один из моих педагогов говорил, что на площадке есть режиссер, но нужно и самому быть немножко режиссером своей роли. Не только режиссер должен помогать актеру в работе над ролью, но и наоборот.

"