Posted 10 марта 2011,, 21:00

Published 10 марта 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:28

Updated 8 марта, 06:28

Музыкант Вячеслав Бутусов

Музыкант Вячеслав Бутусов

10 марта 2011, 21:00
Музыкальная карьера Вячеслава Бутусова складывалась из успехов и неудач: образованная им в Свердловске в начале 1980-х группа «Наутилус Помпилиус» дважды распадалась, причем второй раз, после мучительного прощального тура, – навсегда. Однако десять лет назад Бутусов собрал новую группу «Ю-Питер», которая активно гастро

– Группа «Ю-Питер» отметила свое десятилетие. Как отпраздновали?

– Еще не отметили единоразово, пока просто даем концерты в честь круглой даты, а осенью выступим с большим концертом.

– В Москве или Петербурге?

– В обеих столицах. В Петербурге пока обсуждались Большой концертный зал «Октябрьский» и Ледовый дворец, а в Москве пока не придумали.

– В чем особенности юбилейной программы?

– Это, как мне объяснил Дима Харатьян, не юбилей, а десятилетие, юбилей будет в 50 лет. Идеально было бы придумать что-нибудь оригинальное и зрелищное.

– Затевая «Ю-Питер», вы ожидали, что группа продержится десять лет?

– Я очень удивлен, как быстро время летит. Мы делали это объединение с гитаристом группы «Кино» Георгием Каспаряном в продолжение студийных экспериментов и не задумывались над долгосрочностью.

– Почему, собирая новую группу после перерыва, вы не стали возвращаться к более громкому бренду «Наутилус Помпилиус»?

– Во-первых, у «Наутилуса» было много создателей, я не имел права просто взять и использовать это имя. Во-вторых, это была бы очередная смена состава, а нам с Георгием хотелось пойти по другому пути – неизведанному.

– Где больше демократии – в «Наутилусе» или в «Ю-Питере»?

– Не знаю как насчет демократии, но порядка везде не хватает.

– Насколько вы прислушиваетесь к мнению коллег по группе?

– Я обязательно выслушиваю любое мнение, но если ответственность за принятие решения лежит на мне – я стараюсь прислушиваться к совести.

– «Наутилус Помпилиус» был закрыт, в том числе потому, что вам разонравилось гастролировать. Как с этим обстоят дела сейчас? «Ю-Питер» вновь пробудил это желание?

– В «Наутилусе» вообще уже не стоял вопрос ни о гастролях, ни о записях, он медленно саморазрушался по тому же стихийному принципу, по которому и самоорганизовался. В «Ю-Питере» это делается осознанно и подготовлено.

– Почти все песни нового альбома «Ю-Питера» «Цветы и тернии» написаны на стихи Александра Логинова. Как вы нашли этого поэта? Надолго ли ваше сотрудничество?

– Александр сейчас живет в Женеве, работает специалистом по защите прав человека в ООН. Он – писатель, окончил МГУ. Мы познакомились с Александром в весенней Женеве, не предполагая никакого сотрудничества, просто болтали, болтали... и нашли общие темы как печальные, так и радостные. Позднее оказалось, что Саша пишет не только прозу, но и поэзию. Я пишу медленно, он пишет экспрессивно.

– При прослушивании этого альбома мне казалось, что вы бы тоже могли написать эти стихи, но предпочли переложить это на плечи Логинова…

– Саша оказался оперативнее меня в плане текстов, тем самым очень помог сосредоточиться на музыке.

– У критиков велико искушение сравнить Логинова с автором большинства «классических» текстов «Наутилуса» Ильей Кормильцевым…

– Зачем сравнивать разных людей? Сравнивать между собой можно только одинаковости, по общим параметрам, по ширине или высоте.

– Тем не менее вы бы хотели, чтобы сотрудничество с Логиновым получилось длительным?

– Не умею таких вещей загадывать, но с Сашей мне интересно сотрудничать, он быстро реагирует и точно чувствует настрой. Он надежный человек!

– Цветы и тернии – это ведь разные состояния одного и того же?

– Условно говоря – это две символические составляющие чего-либо.

– Благодаря участию Каспаряна «Ю-Питер» фактически стал правопреемником не только «Наутилуса», но и «Кино». Что вы ощущаете, когда исполняете песни Виктора Цоя?

– Поначалу я искрился от восторга. Теперь испытываю просто радость и трепет.

– Вы написали мелодию к неизвестным стихам Цоя, и получилась песня «Дети минут». Возможно ли продолжение? Может быть, у Виктора еще остались не положенные на музыку стихи?

– Когда я выяснял у Георгия про неиспользованные материалы, выяснилось, что «Кино» было безотходным производством. Поэтому когда обнаружился текст «Дети минут» у Александра Липницкого, я был приятно удивлен.

– «Наутилус Помпилиус» прославился многими социальными, протестными песнями. Сейчас ведь социальная тематика вновь стала актуальной?

– Социальная тематика всегда была актуальной для молодежи, сегодня она актуальна не для многих, потому что актуальность ее выхолощена несоответствующей многочисленностью трактовок различных информационных источников. Протест – это не моя природа, лучше зайти с другого конца и сделать что-то творческое, созидательное и жизненно полезное.

– То есть у вас или поэта Логинова вряд ли возникнет потребность написать песню о коррупции?

– Песен о коррупции не бывает, бывают фельетоны о коррупции.

– Как вы относитесь к политической активности Юрия Шевчука?

– Он избирается президентом?

– По крайней мере выдвинут. В шутку.

– Шутки Юрия я воспринимаю спокойно, если они не агрессивны.

– Какой вопрос вы бы задали президенту (не Шевчуку) при личной встрече?

– Я обязательно расскажу, когда это произойдет. Но вообще-то я не люблю задавать вопросы.

– Как вы предполагаете, Россию в ближайшее время ожидают потрясения или она сможет бескровно эволюционировать в страну, приятную для жизни?

– Весь мир претерпевает процесс мельчания, и Россия не исключение. Чем мельче песок, тем меньше потрясения. И еще, к разговору о будущем России: наверное, мир испытает потрясение, если Россия прекратит пьянствовать.

– Собственную сегодняшнюю жизнь вы можете назвать счастливой?

– Могу, но жизнь неделима, поэтому счастье нужно держать крепко.

– Семья для вас – надежный тыл? Или не обходится без проблем?

– Это самый надежный тыл, за ее крепостью – сплошной фронт.

– О чем вы хотите обязательно рассказать сыну, когда он подрастет?

– О том, что моя любовь к нему должна быть достойна его появления на свет.

– Если введут новый образовательный стандарт, то ваш сын в старших классах будет изучать ОБЖ, физкультуру и патриотизм, а науки – по желанию. Что вы думаете о таких инициативах Министерства образования?

– Дай Бог им ясности ума и душевных сил принимать ответственные решения.

– А нужно ли вводить в школах религиозное воспитание?

– Нужно обязательно воспитывать и укреплять чувства веры, надежды и любви в детях. А религия – это наука, значит, по желанию.

"