Posted 10 марта 2005,, 21:00

Published 10 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:32

Updated 8 марта, 09:32

Философия стула

Философия стула

10 марта 2005, 21:00
В Москве, в Гостином Дворе, открывается выставка «100% Дизайн», на которой будут показаны самые последние европейские достижения в оформлении интерьеров. Ее устроители пытаются убедить москвичей, что дизайн – это не просто ремонт жилища, покраска стен и расстановка мебели, но еще и настоящее искусство.

Судя по рейтингам телепрограмм вроде «Квартирный вопрос» или «Переделка», дизайн квартиры для россиянина, особенно для москвича, – вопрос не праздный. Купить квартиру сегодня – лишь полдела. Примерно столько же (если не больше) стоит ее обставить, то есть объединить свои квадратные кубометры единым и неповторимым стилем. Оттого чуть ли не большая часть архитекторов, выпускников МАРХИ, подвизается нынче на ниве дизайна. Однако собственных сил явно не хватает, к тому же отечественные дизайнеры не искушены в тонкостях последней моды. Видимо, поэтому в Москву то и дело приезжают зарубежные мастера. В Музее архитектуры сейчас проходит выставка чешского дизайна, в Центре современного искусства лекции читает Петер Ноевер, директор австрийского музея дизайна (МАК). Наконец, с 11 марта в Гостином дворе будет проходить выставка всеевропейских дизайнерских достижений.

На этом фоне очень показательно для России выглядит ситуация с единственным у нас музеем дизайна – с московским Музеем декоративно-прикладного искусства. Агентство по управлению федеральным имуществом пытается «ужать» нынешние музейные пространства и отдать часть усадьбы графов Остерманов неким госструктурам. Мотивировка: такой российский музей мало кому нужен.

С одной стороны, любое покушение на культурные объекты не прибавляет властям популярности. Но если посмотреть объективно, то многие ли москвичи ходят в этот отечественный музей дизайна, проводились ли там интересные выставки? Ответ – нет. Между тем в Вене, например, Музей декоративно-прикладного искусства – самое модное и посещаемое место. Можно, конечно, сослаться на отсутствие достойного финансирования. А можно предположить, что сами сотрудники не обладают достаточной энергией и желанием, чтобы двигать вперед наши идеи в декоративно-прикладном искусстве. За них это делают англичане. Все это очень напоминает то, что не так давно происходило у нас с одеждой. Со времен перестройки российские граждане сначала отоваривались турецкими джинсами на рыночных развалах, потом пытались купить все и сразу в супермаркетах, наконец, в моду вошли эксклюзивные бутики. В любом случае дизайн теперь – горячая тема и дорогого стоит.

Именно эту народную тягу к «чему-то особенному» учли устроители выставки «100% Дизайн». Этот передвижной смотр прикладного искусства был придуман в Англии в 1995 году для того, чтобы продвигать самые перспективные или альтернативные достижения дизайна. Англичане вообще славятся своим отрицанием мейнстрима и наряду с традицией не меньше предпочитают всякие сумасшедшие и откровенно эпатажные идеи: ковры с советскими звездами, стеклянные кровати, лампы в виде мыльных пузырей.

Объектом дизайна может стать даже домашнее вязание.

У «100% Дизайна» та же самая установка – привнести в московские стандарты экспериментальное искусство. Англичане даже взяли на себя разработку проекта всего пространства Гостиного двора. Его обустраивают Ричард Гринвуд и Тим Пайн, которые в этом году делали то же самое для лондонской выставки. Судя по скупому предуведомлению, они намереваются дополнить крупнейший столичный центр «множеством нежно-голубых, ярких серебряных и розовых бликов». Том Пайн известен своим обустройством офисных зданий. Он, например, создал интерьер знаменитого лондонского дома Миллениум. Гринвуд знаменит как самый продвинутый выставочный дизайнер. В их несколько кислотном пространстве разместятся почти 30 дизайнерских мастерских со всей Европы (здесь участвуют даже молодые дизайнеры знаменитого дома Армани). Главным же гостем и звездой выставки должен стать английский дизайнер, входящий в десятку мировых знаменитостей на этом поприще, англичанин Том Диксон.

Послужной список Диксона действительно впечатляет. В мире он прежде всего известен как изобретатель металлического стула в форме буквы «S». Этот стул стал знаком компании Cappellini, которая не побоялась нанять на работу разбитного дизайнера. До этого биография Диксона выглядела следующим образом: он начал учиться в арт-школе, но разбился на мотоцикле и бросил ее, начал играть в рок-группе на бас-гитаре, но снова разбился на мотоцикле и бросил гитару. Единственным приемлемым занятием для байкера оказалась работа в ночных клубах, где он по совместительству оформлял интерьеры. Тогда же за один урок он овладел техникой сварки. С той поры Диксон сваривал свои светильники, стулья, барные стойки из индустриального мусора: из выброшенных банок, автомобильных внутренностей, старых решеток. В дальнейшем он вдохновлялся промышленным дизайном станков. И параллельно задумался об окружающей среде: сейчас Диксон всерьез изобретает такой род пластика, который может со временем разлагаться. В этом изобретении как раз и заложен диксоновский парадокс: с одной стороны, он делает супермодные вещи в стиле хай-тек. Но делает их из разного мусора, по сути, перерабатывая отходы. С другой стороны, он очень любит пластмассу, искусственные материалы. Как сделать так, чтобы они не оставались вечно на свалке, а разлагались и перерабатывались – задача посложнее поиска философского камня.

Понятно, что большинство задумок английских дизайнеров подходят клубам и личностям экстремальным: например, люминесцентные ковры Trincle Cwincle или проволочные стулья Cappellini. Но само их существование может кардинально изменить сам взгляд россиян на дизайн. Дизайн – это не просто приложение к жилищу, а отдельная сфера творчества. Или говоря проще: дизайн – это не только то, на чем сидят, но и то, на что смотрят.

"