Posted 10 февраля 2014,, 20:00

Published 10 февраля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:38

Updated 8 марта, 04:38

Жизнь по карточкам

10 февраля 2014, 20:00
Новый директор ГМИИ имени Пушкина, одного из самых знаменитых музеев Москвы и всей страны, обнародовала стратегические планы. Марина Лошак объявила, что главным словом в работе музея станет «открытость». И первым шагом к открытости оказалась программа «Друзья музея»: теперь каждый желающий за определенную сумму может о

В принципе, выдача «дружеских» карточек – давно ни для кого не новость. Такие программы есть даже и у Третьяковки, и у Русского музея. Ты платишь годовой взнос и получаешь привилегии перед остальными посетителями. Чаше всего такими привилегиями оказывается бесплатный вход в музей или ежегодный прием с концертом и закусками. Другое дело, что в Пушкинском подобное «содружество» негласно существовало всегда. Бывший директор и нынешний президент ГМИИ Ирина Антонова еще в советские времена работала по «клубной системе»: приглашала избранных на закрытые показы или давала билеты на «Декабрьские вечера». Войти в круг приближенных лично к Антоновой считали за честь и искусствоведы, и бизнесмены, и чиновники.

Теперь дружбу решено монетизировать: вводятся четыре уровня абонементов и карточек. От простого (6 тыс. рублей на одного) до платинового (300 тыс.). Что ждет «простых» держателей, более-менее понятно (приглашения, информация и т.д.), а что готовят «платиновым» – с этим еще предстоит разобраться. Одной встречей с директором и индивидуальной экскурсией здесь явно не отделаться. Так или иначе все деньги от членских взносов (выпущено 1500 карточек) будут идти на выставки и обслуживание этих самых друзей.

Стоит сказать, что в отличие от многих западных музеев, где «дружба» имеет скорее характер престижа (в конце концов, человеку с деньгами всегда легче купить билет), в Пушкинском эти карты и правда могут пригодиться. Музей печально известен своими очередями. Тамошний гардероб категорически не способен обслужить нормальное число зрителей на привозных хитовых проектах. И хотя по количеству посетителей (1,3 млн. за прошлый год) он стоит наравне с главными мировыми музеями, все ощущают тесноту, духоту и неудобство экспозиций, зажатых между стеной и лестницей. Про магазины с альбомами и сувенирами, кафе и туалеты вообще говорить не приходится – все это на уровне краеведческого музея. Как ни крути, но разговор о будущем всегда заканчивается планами на реконструкцию и расширение. Марина Лошак только что проехалась по реконструированным музеям Амстердама и осталась в полном восторге – как от экспозиций, так и от логистики. Например, от того, что любые залы в Рейксмузеуме сдаются под банкеты и фуршеты, а сам музей расширился до городка.

Если говорить про нынешний год, то в ожидании ремонта ГМИИ работает в прежнем режиме площадки для гастролирующих шедевров. В ближайшем будущем в музей приедут китайские сокровища из города Ухань. Запад в свою очередь готов поделиться гениальными картинами мастеров Возрождения и Нового времени из коллекции Академии Каррары. Особенно теплые отношения у Пушкинского сложились с британскими музеями. Благо английские бюджеты и Год Британии позволят им совершать новые акты культурной благотворительности в России.

"