Posted 10 февраля 2014,, 20:00

Published 10 февраля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:38

Updated 8 марта, 04:38

О Шиллере, о славе, о любви

О Шиллере, о славе, о любви

10 февраля 2014, 20:00
Первые впечатления от основной конкурсной программы 64-го Берлинского международного кинофестиваля неплохие, но ощущения, что нам уже показали будущего обладателя «Золотого медведя», пока нет.

Фильм открытия «Отель «Гранд Будапешт» – ироническое, сатирическое, эксцентрическое шоу Уэса Андерсона (это первый фильм конкурсной программы) – несмотря на звездный состав (Рейф Файнс, Джуд Лоу, Матью Амальрик, Эдриен Броуди и другие), сильного впечатления не произвел. Довольно сложно пересказать сюжет этой картины, в центре которой история легендарного консьержа, действие происходит в европейском отеле перед Второй мировой войной, а персонажи – его постояльцы и обслуживающий персонал, находящиеся в запутанных отношениях. Форма здесь кардинально преобладает над содержанием.

Немецкий фильм «Джек» Эдварда Бергера задал одну из главных обещанных тем фестиваля – тему несчастного детства. «Джек» рассказывает историю двух малолетних братьев, предоставленных в большом городе самим себе, поскольку непутевая мать-одиночка с их воспитанием решительно не справляется. Картина остросоциальная, политкорректная и выполнена на приличном художественном уровне. Но говорить о том, что Берлинале «впал в детство», пока, видимо, рано, так как последующие фильмы конкурса ушли далеко от этой «генеральной линии».

Картина Рашида Бушареба, француза арабского происхождения, «Двое в городе» снята в современном Техасе на английском и испанском языках. Это ремейк известного полицейского фильма Хосе Джованни. Первоисточнику она уступает в жанровой определенности, краткости и простоте. Зато полностью адаптирована к сегодняшней социальной ситуации, погружена в жизнь эмигрантских слоев населения и обогащена по крайней мере одной вещью – интересным персонажем в лице немолодой женщины-полицейского в исполнении Бренды Блетин, которая занимается социальными проблемами, в частности контролирует процесс адаптации к нормальной жизни бывших заключенных. Но основной интерес представляет главный герой (Форест Уайтекер), отмотавший свой 18-летний срок и пытающийся прожить остаток жизни без проблем. Однако очень скоро он узнает, что дело его безнадежное. Ни его страстное желание, ни помощь симпатизирующей ему полицейской дамы, ни любовь достойной женщины не помогают ему вырваться из порочного круга, в котором он оказывается. И, в конце концов, он наносит роковой удар негодяю, что означает для него самого конец всех надежд.

Второй немецкий фильм конкурса – «Возлюбленные сестры» Доминика Графа – это длинный чувствительный «дамский» кинороман в духе телесериалов, хотя, надо признать, автор очень стремился преодолеть повествовательность костюмной романтической драмы, рассказывающей о жизни и любви Фридриха Шиллера к двум сестрам, и коротким монтажом, и энергичным темпоритмом, и передачей атмосферы того времени, что иногда удавалось.

Пресс-показ фильма режиссера Джорджа Клуни «Охотники за сокровищами» был омрачен драматическим инцидентом. После того как начало просмотра была задержано минут на 10–12 без всяких объяснений (чего раньше на Берлинале не случалось), еще минут 20 спустя после того, как фильм все-таки начался, в зале раздались истерические крики «Emergency!». Особо нервные, схватив вещички, помчались к выходу. Сеанс остановили, включился свет. Сообщили, что кому-то стало плохо, меры приняты, и через пару минут просмотр продолжится. Пауза длилась минут 15! Половина зала воспользовалась моментом и выскользнула, поскольку начало фильма не вдохновило. Те, кто остался, пожалели, поскольку продолжение – реальная история спасения американцами выдающихся шедевров живописи весной 1944 года, несмотря на старания Клуни-актера, а также Мэтта Деймона, Билла Мюррея, Джона Гудмена, Кейт Бланшетт, Жана Дюжардена и других прекрасных актеров, – не вдохновило тоже. К тому же выводы беспрецедентны: американцы выиграли войну и спасли искусство, несмотря на происки советских.

На данный момент главное событие фестиваля – режиссерская версия первой части «Нимфоманки» Ларса фон Триера.

На открытии Берлинале директор фестиваля Дитер Косслик сообщил, что 99 процентов киноматериала, который показывается на фестивале, снято или переведено на цифру. Остается только поражаться, как быстро, буквально на глазах, в кино произошла техническая революция. Ведь и 10 лет не прошло с того момента, когда Каннский фестиваль первый разрешил показ фильмов не на пленке, а в цифровом формате. Будем надеяться, что Берлинский кинофестиваль подтвердит, что никакие технические новации не помешают кино оставаться искусством.

"