Posted 10 февраля 2013,, 20:00

Published 10 февраля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:19

Updated 8 марта, 05:19

Берлинский киношок

Берлинский киношок

10 февраля 2013, 20:00
Берлинале в этом году проходит довольно динамично. Однако, судя по рейтингу фестивального издания «Скрин Интернейшнл», своего фаворита критики пока не выбрали. Оценки весьма скупые, хотя на данный момент в списке значатся только три фильма, показанные в первый день, – это картины Ульриха Зайдля, Малгошки Шумовской и Га

Первой в конкурсе 63-го Берлинского фестиваля оказалась картина, которая произвела шоковое впечатление. «Во имя» Малгошки Шумовской – фильм про католического священника-гея (Анджей Чира), который приставлен наставником к трудновоспитуемым подросткам. Святой отец не дурак выпить и заглядывается на мальчиков, хотя всячески сопротивляется своим дурным наклонностям. Но все же ночь в постели со своим юным возлюбленным он проводит уже будучи лишенным сана. Официальный показ прошел под бурные аплодисменты зала в присутствии режиссера Малгошки Шумовской, которая до этого представляла в Берлине два фильма в «Панораме», а также ее мужа (исполнителя роли юного возлюбленного) и других членов съемочной группы.

Пока согласно рейтингу критиков фильм Шумовской стоит на втором месте (третье – у картины Гаса Ван Сента «Земля обетованная»), а первое досталось австрийцу Ульриху Зайдлю за третью часть его «райской трилогии» «Рай. Надежда».

Если скандальная вторая часть трилогии была посвящена сексуальным проблемам дам преклонного возраста, то в этой речь идет о проблемах девичьего пубертатного периода. Девочки эти специфические, страдающие ожирением, мамы отправили их на излечение в некий реабилитационный центр. Там одна из них влюбляется в немолодого доктора, который долго колеблется, вступить ли ему с ней в преступную связь или нет, но все же делает выбор в пользу сохранения своего социального статуса и карьеры. Так что малоразвитая толстая девочка, которой очень хотелось расстаться со своей девственностью, уезжает не солоно хлебавши. Ульрих Зайдль, в отличие от Малгошки Шумовской, все же не решился на радикальные меры.

В конкурсе, который поначалу казался очень пестрым и неоформленным, начинает появляться какая-то системность. За парой «педофильской» последовала пара «фермерская».

Это «Земля обетованная» Гаса Ван Сента и «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова. И, между прочим, культовый Гас Ван Сент сильно уступает нашему Хлебникову.

Гас Вас Сент снял неинтересный фильм, при этом очень заметно, что неинтересно было прежде всего самому режиссеру. Он явно взялся не за свой материал, воспевая американские традиции, сделав очень традиционную картину с честным героем-одиночкой (Мэтт Деймон), верящим в американские идеалы. Герой Деймона работает на компанию, которая строит газопровод на месте фермерских хозяйств, разрушая экологию и душу. В конце концов, он же и разоблачает махинации своей компании, теряет работу, но зато находит настоящую любовь.

В фильме Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь», снятом по мотивам классического вестерна Фреда Циннемана «Ровно в полдень», все гораздо драматичнее. Наш российский фермер поднимает деревню с колен, хочет быть полезным людям, но сам народ, ради которого он старается, его предает, и он становится убийцей поневоле. Картина хорошо сделана, прекрасно снята Павлом Костомаровым, хотя требует чуть более подробного объяснения обстоятельств, приведших героя к убийствам. Но пока это лучшая картина конкурса.

И уж конечно, ей не конкурент – сильно затянутое немецкое «Золото» Томаса Арслана, где по дороге к канадскому Клондайку в конце прошлого века группе немецких золотоискателей чего только не приходится вытерпеть. Тем более не соперник нашей «Долгой счастливой жизни» утомительный и совершенно бессмысленный фильм Фредрика Бонда «Необходимая смерть Чарли Кантримена», где в одну кучу свалены эвтаназия, бандиты, американец из Чикаго, постсоветская Румыния и большая любовь.

"