Posted 10 февраля 2010,, 21:00

Published 10 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:59

Updated 8 марта, 06:59

Наши в Берлине

Наши в Берлине

10 февраля 2010, 21:00
Берлинский международный кинофестиваль, стартующий сегодня, в этом году отмечает свое 60-летие. Один из главных кинофестивалей Европы возник в разгар «холодной войны», в Западном Берлине, поделенном победителями Второй мировой на зоны влияния. К юбилею выпущены два альбома и DVD с фотографиями, рассказывающими о славно

С началом нового тысячелетия, когда к руководству Берлинале пришел энергичный Дитер Косслик, фестиваль стал весьма динамичным. В отличие, скажем, от Каннского фестиваля, сильного своими традициями и консервативностью, на Берлинском каждый год появляются какие-то новации. Возникают новые программы, разрастаются старые, пухнет каталог, постоянно меняется фестивальная структура и организация.

В этом году Берлинале решил, например, отказаться от бумаги. У аккредитованных журналистов больше не будет пресс-боксов, в которые когда-то килограммами впихивались каталоги, пресс-релизы, фотографии. Теперь – все только в электронном виде. Технический прогресс, ничего не поделаешь.

Без сенсаций, разумеется, не обойдется. Одна уже есть – показ в конкурсной программе фильма Романа Полански «Писатель-призрак» и отсутствие самого Полански, находящегося в Швейцарии под домашним арестом. Скандал с престарелым классиком, которого заключили под стражу по давнему обвинению в изнасиловании 13-летней девочки (история случилась в Штатах, в 1977 году), сыграл на руку фестивалю. И хотя Полански настигла, очевидно, справедливая кара, товарищи по цеху во всем мире возмутились. Как же – картина мастера монтировалась в тюрьме!

Кстати, много лет назад мятежного поляка открыл миру именно западноберлинский МКФ. В 1965 году первый фильм Полански, сделанный на Западе, – «Отвращение» – получил «Серебряного медведя», а следующий фильм «Тупик» завоевал в Западном Берлине высшую награду – «Золотого медведя». Судя по описанию, «Писатель-призрак» с Эваном Макгрегором и Пирсом Броснаном – триллер в хичкоковском и раннеполанском стиле.

Большая радость от Берлинского юбилейного фестиваля досталась и нам. В конкурсе участвует фильм российского кинорежиссера Алексея Попогребского – «Как я провел этим летом». Картина снималась на отдаленной полярной станции Чукотки. За державу, надо надеяться, обидно не будет, поскольку предыдущие работы Попогребского («Простые вещи» и «Коктебель», сделанный совместно с Борисом Хлебниковым) говорят о режиссере не только талантливом, но и умном.

Две российские ленты попали и в «Панораму» – вторую по значимости программу фестиваля. Это «Пропавший без вести» Анны Фенченко, полнометражный дебют выпускницы вгиковской мастерской Владимира Хотиненко, история о человеке, которого просто так взяли и вычеркнули из жизни. Вторая картина – комедия о нелегкой жизни трансвеститов из российской глубинки – «Весельчаки» Феликса Михайлова.

В Берлинском «Форуме» – фильм Игоря Волошина «Я», в детской секции Generation Kplus – короткометражки Натальи Мирзоян «Дерево детства» и Марины Карповой «Козья хатка».

Русский след ведет и к новой картине маститого литовского режиссера Шарунаса Бартаса «Евразиец», включенной в «Форум», – она частично снималась в России с участием русских актеров.

Конкурсная программа 60-го Берлинского МКФ в целом представляет картину довольно пеструю – и по географии, и по именам, и по соотношению признанных режиссеров и дебютантов. В нее включены новые работы датчанина Томаса Винтерберга («Подводная лодка»), англичанина Майкла Уинтерботтома («Убийца внутри меня»), немца Оскара Релера («Еврей Зюсс. Взлет и падение»), японца Кодзи Вакамацу («Гусеница»).

И все же в этой программе прослеживается некий стержень. Фестиваль пригласил на свой юбилей в основном «ближний круг» – в конкурсе множество картин режиссеров, которые давно или недавно были открыты именно в Берлине. Помимо вышеупомянутых это боснийка Жасмила Збанич («На дороге»), чья «Грбавица» была лауреатом Берлина-2006, а также китаец Ван Чуанань («Вместе порознь»), позапрошлогодний лауреат Берлинале за фильм «Свадьба Туи».

И конечно, главный представитель пятого поколения китайских режиссеров Чжан Имоу («Женщина, пушка и лапша»), чей «Красный гаолян», получивший главный приз в Берлине в 1986 году, поднял волну интереса во всем мире к китайскому кино, которая не стихает до сих пор.

В сторону Азии Берлинский кинофестиваль смотрит очень пристально, до такой степени, что решил сделать фильмами открытия и закрытия фильмы азиатские. На открытии будет показана картина Чуананя «Вместе порознь», на закрытии – фильм японца Едзи Ямады «О ее брате».

"